«Minor Premise»: борьба субличностей и насилие интеллекта над сознанием
В сети уже какое-то время гуляет дебют Эрика Шульца, впервые показанный на в испанском Ситжесе и на канадской «Fantasia». Для тех, кто скучал по лабораторной строгости «Детонатора» Шейна Каррута, есть хорошие новости: эта работа, выросшая из короткометражки, пусть и не всегда удачно, но зато очень целенаправленно пытается воссоздать тот самый дух невероятных научных открытий из гаража.
«Дедуктивное умозаключение» / Minor Premise (2020)
Режиссер: Эрик Шульц
Сценарий: Джастин Моретто, Эрик Шульц, Томас Торри
Оператор: Джастин Дерри
Продюсеры: Томас Торри, Николай Шварцкопф, Эрик Шульц и др.
Ученый Итан — сын своего отца, чьим именем была названа университетская кафедра. Тот занимался исследованиями в области памяти, он спроектировал машину R9, способную приблизительно расшифровывать воспоминания, — в итоге получаются сильно размазанные, но все же вполне воспроизводимые картинки. В ходе лекционного занятия Итан доходчиво объясняет, как все работает. Воспоминания существуют в виде отпечатков в нашей голове, R9 идентифицирует на основе выделений белка данные с условных внутренних жестких дисков на внешние, но обеспечить загрузку разборчивых фрагментов памяти уже гораздо сложнее.
Сын пошел дальше, предположив, что в испытаниях не хватало базовых ощущений: страха, вожделения, радости и других. То есть каждый реминисцент завязан на эмоциональном секторе мозга, даже те, что глубоко похоронены в подсознании, поэтому требуется карта эмоций, чтобы добраться до четкого изображения.
Эмоции в связке с воспоминаниями регулируют человеческое сознание в целом — новая разработка Итана (уже R10) как раз способна воздействовать на нужные участки коры, тем самым контролируя поведение человека. А раз чувства существуют наравне с синаптическими связями, возможно вывести и формулу совершенного человека — это всего лишь вопрос включения и выключения нужных тумблеров.
С одной стороны, налицо проблема этичности, с другой — технологией можно подавить зависимость наркомана, а ветерана войны избавить от посттравматического синдрома. Индивидуально настроенное идеальное сознание, где флешбэки тщательно пересобраны в желаемой последовательности, звучит как панацея от всех бед, но, естественно, не все так просто. Итан проводит эксперименты исключительно на себе, во время последнего опыта ему пришла идея изолировать в собственной голове все, кроме интеллекта: в результате над ученым поочередно берут верх разные чувства и состояния — творчество, эйфория, беспокойство, ярость, либидо, фаза интеллекта, фаза примитивного поведения, фаза маниакального безумия. Более того, смена происходит каждые двенадцать минут — клетки неутомимо сгорают, до полной смерти мозга остается двадцать четыре часа. Но даже это не все: трагедия в том, что инстинкты маньяка усиленно замещают все прочие, а психопат в теле ученого затевает собственную игру буквально против всех.
В сущности, это мультфильм «Головоломка», выполненный руками нерда: доморощенная фантастика в одной локации и двумя персонажами с замахом на культ «Детонатора» Шейна Каррута. Поначалу кажется, что режиссер Шульц действительно подготовил очередное loop movie, но, к счастью, предположение оказывается ложным: здесь все устроено навороченней обычной временной петли. Во-первых, «Minor Premise» — по-настоящему грозное напоминание о том, как мало известно про нашу память и сколько в ее недрах может быть скрыто устрашающего, что легко обернуть в тот же беспокойный триллер.
Во-вторых, борьба субличностей за носителя воспринимается как собственная: фазовая структура ленты легко переносится на личные обсессии: плюс «Minor Premise» при всех его технических достоинствах ни разу не холодный и расчетливый дебют математика Каррута. Неслучайно вторым персонажем тут выступает бывшая девушка Итана, именно с ней у него были самые светлые воспоминания, всплывающие при любом удобном случае. Но картина Шульца учит пусть и прописной, но убедительно продублированной истине: от себя не уйти, замкни хоть все негативные вспышки прошлого.