Мостра волнуется раз: 5 жанровых фильмов Венецианского кинофестиваля
Венецианский фестиваль прошел, какие-то фильмы оттуда уже можно посмотреть не только онлайн, но и на большом экране. Настасья Горбачевская делится с нами сентябрьскими дарами города каналов и дворцов.
«Хэллоуин убивает» / Halloween Kills
(реж. Дэвид Гордон Грин)
Самое ожидаемое и одновременно самое заранее раздражающее продолжение культовой франшизы в Венеции показали вне конкурса по большому поводу: в этом году итальянцы чествовали королеву крика Джейми Ли Кёртис. «Хэллоуин убивает» — своего рода перевалочный пункт в новой трилогии (вроде второго «Тихого места»), но при этом сиквел вышел удачнее, кровавее и динамичнее предыдущей пробы ножа Дэвид Гордона Грина. Плюс или минус, но на экране куда меньше Лори Строуд — она приходит в себя перед решающей битвой и залечивает раны. Зато травму душевную теперь поделили на всех и праздник Хэллоуина превратился во встречу выпускников той кровавой ночи — выжила не только отважная няня. Противостояние и психоз становятся масштабнее, народу больше, а догматику Карпентера уводят чуть ли не к библейским проповедям о добре и зле. Не то, чтобы стало понятнее, зачем это возвращение затевалось, но теперь хотя бы интересно к чему это может привести.
«С ума сойти» / Freaks Out
(реж. Габриэль Майнетти)
Совершенно диковинным образом в основном конкурсе старейшего фестиваля оказалась по-хорошему бессовестная и отбитая картина Габриэля Майнетти. «Freaks Out» — будто внебрачный ребенок мрачных сказок Гильермо дель Торо вроде «Лабиринта Фавна» и «Хребта дьявола» и «Бесславных ублюдков» Квентина Тарантино. На сцене творятся настоящие чудеса — электричество и насекомые подчиняются воле людей, и только Вторая Мировая останавливает праздник жизни и рукоплескания публики. Артисты фриковатого ансамбля отправляются на бой с фашистами — главный противник циркачей-партизанов шестипалый Франц Роговски. Наверное, «Freaks Out» это именно тот блокбастер, который хотелось бы увидеть в кинотеатрах под Новый Год: любовь и магия сильнее вражды и смерти, а зарево чудес не боится умываться кровью и раскидывать оторванные конечности во все стороны. Цирк, да и только.
«Дюна» / Dune
(реж. Дени Вильнёв)
Кажется, на фестивале в Венеции «Дюну» приняли куда прохладнее чем в кинотеатрах (хотя чаще бывает наоборот). Эпичная экранизация завязки культового романа Фрэнка Герберта достойно выступила в ковидном прокате (не «Веном 2», конечно, но все же), давать ей оценки или определять место в фестивальной подборке — дело неблагодарное. Мытарства Пола Адрейдиса в оптике Дени Вильнёва оживили кинотеатры и зрителей, а значит дело так называемого арт-блокбастера процветает. Остается надеяться, что продолжению саги дадут зеленый свет, а Зендее хотя бы пару реплик (а не только возможность раз в полчаса проникновенно смотреть в камеру).
«Старый Генри» / Old Henry
(реж. Потси Пончироли)
«Старый Генри» — обескураживающее прямолинейный и местами бесхитростный вестерн, но этой наивностью он и силен. В полнометражном дебюте Потси Пончироли степенно и неторопливо расписывается в любви к жанру: его картина покоится где-то на стыке вестернов классических и тех, что с приставкой «нео-». Герои делятся на хороших и плохих (Стивен Дорф среди вторых), закадровая музыка нагнетает напряжение, а револьверы крутятся вокруг пальцев стрелков словно заведенные. При всей шаблонности «Старый Генри» не лишен ни человечности, ни душевности — главный герой здесь хоть и Герой с большой буквы, но в силу возраста бегает по лесу уже не так ловко (да и скрывает кое-что из своей биографии). Финальная дуэль выглядит не только эпично, но и комично. Как и положено дебютам, кино вышло сентиментально искренним: порой даже может показаться, что это ожившая фантазия мальчишки, задремавшего на задней парте во время урока истории — но этот юношеский романтизм картине очень к лицу.
«Холодный расчет» / The Card Counter
(реж. Пол Шредер)
Первый гонец фестивальной программы уже прошелся по нашим кинотеатрам — медлительный и фактурный триллер о картах, мести и попытке принять вину. С одной стороны, Пол Шредер всю жизнь пишет и снимает один и тот же фильм, с другой же ему это вновь удается. Таинственный и травмированный Оскар Айзек бродит по казино и считает карты, стремясь забить брешь в душе. Помимо ритуальности и повторения привычного темпа, Шредер разбавляет поэму червей и пик довольно насыщенным и эклектичными жанровыми сценами из прошлого «считальщика карт» — очередное дьявольское воплощение Дефо идет в комплекте.