«Осада школы в Букит-Дури»: противостояние класса 2027
На Amazon Prime почти незаметно вышла новая работа Джоко Анвара. О том, как режиссёру удалось совместить социальный триллер со зрелищными экшен-сценами, читайте в рецензии Артёма Петрова.
«Осада школы в Букит-Дури» / Pengepungan di Bukit Duri (2025)
Режиссёр: Джоко Анвар
Сценарий: Джоко Анвар
Оператор: Ичал Танджун
Продюсеры: Дэйн Кауэн, Тиа Хасибуан, Джоко Анвар, Тина Арвин, Рафаэль Фанг, Санди Софьян
2027 год. Проходит несколько лет после того, как выходцы из коренного населения Индонезии напали на семью Эдвина (Морган Оэй), желая избавиться от этнических китайцев в стране. Герой работает учителем на замену и так ищет своего племянника. Последняя надежда мужчины находится в округе Букит-Дури, в учебном заведении для трудных подростков. В школе Эдвин не только отыскивает ключи к поискам своего родственника, но и наживает опасного врага — жестокого лидера банды Джефри (Омара Н. Эстеглал).

Джоко Анвар в своих работах очень часто затрагивает темы бедности, коррупции и религии. Беспорядки в мае 1998 года, в которых погибло более 1000 человек, оставили свой отпечаток не только на стране, но и на душе режиссёра. Поэтому ещё в 2008 году он написал сценарий, посвящённый этническим конфликтам, но отложил его в долгий ящик в надежде на улучшение обстановки. Однако к 2024 году изменений не последовало, и постановщик решился взять проект в работу.
Уже с самого начала Анвар рисует картину недалёкого, но беспросветно мрачного будущего. Насилие царит на улицах, а стремление к жестокости переходит из поколения в поколение. И всё же «Осада школы в Букит-Дури» выполнена в развлекательном формате экшен-триллера, а мрачный финал освещается пускай небольшим, но всё же лучом надежды. Режиссёр действительно хочет помочь залечить раны, нанесённые его народу в прошлом, но не стремится пускаться в морализаторство и сохраняет настрой на благоприятные изменения.

Социальный аспект не только позволяет выразить личный страх режиссёра, но и заложить основной фундамент для создания саспенса. Пока Индонезия на фоне сгорает от ненависти, личный конфликт центральных персонажей достигает своего апогея. На помощь со стороны рассчитывать не стоит, все пути к спасению были отрезаны, а потому у антагонистов развязаны руки, и они могут превратить учебное заведение в своё маленькое охотничье угодье. Пока учителя и мирно настроенные ученики заперты в ловушке, начинается суровая игра на выживание, где главной ставкой выступает человеческая жизнь.

У режиссёра уже был опыт создания экшен-фильмов («Гундала: Сын молнии»), и он мог пойти по пути Гарета Эванса или Тимо Тьяджанто в создании адреналинового боевика с бесконечными боевыми сценами, но вплоть до третьего акта их практически не будет, а главная ставка будет сделана на саспенс. Анвар наращивает его через социальное напряжение и развивает личный конфликт Эдвина и Джефри. И хотя Эдвин способен за себя постоять, здесь он выступает версией Джона Макклейна из оригинального «Крепкого орешка», а не типичного героя азиатских боевиков. Пойти против толпы вооружённых мачете отморозков равносильно самоубийству: нужно прятаться, адаптироваться и стараться выманивать противников по одному, чтобы иметь возможность с ними сразиться. Обстановка усугубляется тем, что соперники — подростки, а главный герой — учитель. Он не испытывает ненависти к врагам и даже применяет педагогические приёмы в надежде на мирное решение, но в суровой и жестокой реальности, где насилие правит балом, исход может быть только один — убить или быть убитым.

Не стоит считать, что Джоко Анвар полностью отказался от хорроров. Он остался верен своему стилю, только в этот раз он уделяет внимание другим деталям, а тревогу облачает в формат экшен-триллера, где каждый зритель сможет найти что-то своё.
Читайте также:
Джоко Анвар — лицо современного брутального индонезийского хоррора

32