«Песочный человек»: раз, два, Сэндмен заберёт тебя

«Песочный человек»: раз, два, Сэндмен заберёт тебя


ПЕСОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

В прокат вышел «Песочный человек» — экранизация графического романа о существе, наказывающем за плохие поступки. О фильме, снятом под руководством режиссёра музыкальных клипов Колина Тилли, рассказывает Андрей Волков. 


«Песочный человек» / Eye for an Eye (2025)

Режиссёр: Колин Тилли
Сценаристы: 
Элиза Виктория, Майкл Талли
Оператор: 
Роберт Лайцелл
Продюсеры: 
Рэйчел Фанг, Тим Хэдингтон, Нат Камия, Тереза Пейдж, Сьюзэн Кирр и др.


Анна (Уитни Пик), недавно потерявшая в автокатастрофе родителей, приезжает жить к бабушке Мэй (С. Ипейта Меркерсон), с которой до этого практически не общалась. Однажды она узнаёт историю о Песочном человеке и находит дерево, якобы ставшее ему домом. Согласно легенде, это мифическое существо посещает тех, чьи имена написали на коре дерева, и наказывает за плохие поступки. Вскоре на коре появится и имя Анны.

Зрителю нового фильма клипмейкера Колина ТиллиЕсли я не могу получить любовь, я хочу власть») сюжет может показаться знакомым. Вспоминаются и относительно недавний «БайБайМэн» (2016), антигерой которого насылал на своих жертв кошмары, и легендарная франшиза «Кошмар на улице Вязов». Однако миф о Песочном человеке, наказывающем детей, которые плохо себя ведут, возник гораздо раньше, чем в воображении Уэса Крэйвена родился образ маньяка из снов. Не соврал Колин Тилли и на счёт пристрастия Песочного человека к вырыванию глаз, поскольку такой мотив неоднократно встречается в мировой литературе.

Например, знаменитый сказочник Эрнст Теодор Амадей Гофман в одноимённой новелле создал устрашающий образ Песочного человека, который лишает глаз тех детей, кто не хочет ложиться спать. Миф о «злом» Песочном человеке находил отражение и в американском хорроре. В середине 199о-х годов сразу два режиссёра, Д. Р. Букволтер и Тури Мейер, сняли фильмы ужасов об этом антигерое — «Песочный убийца» и «Песочный человек» соответственно. Особенную смекалку проявил Мейер, воспроизведя буквальный образ человека из песка.

Колин Тилли стремился передать нравоучительную составляющую легенды, для чего представил это мифическое существо своеобразным ангелом-истребителем, который карает за плохие поступки, но завязка ленты вызывает некоторые вопросы. Мальчик Коннер (Карсон Минниар), написавший на дереве имена трёх подростков (Анны и ее новых друзей), в середине киноленты просто исчезает из сюжета, и остаётся неясно, почему он не пожалел Анну. Она пусть и испугалась заступиться за него перед местным задирой Шоном (Финн Беннетт), но в дальнейшем единственная отвела его в больницу и даже извинилась.

Драматургически избыточно и помешательство бабушки Анны. Складывается ощущение, что постановщик был не уверен в том, что линия мифического существа способна удержать внимание зрителей, и решил добавить дополнительный конфликт. Спору нет, опытная С. Ипейта Меркерсон создала сложный характер бабушки Мэй — ворчливой слепой пожилой женщины, в замкнутый мир которой вдруг пожаловала внучка Анна. Но для того чтобы финальное превращение бабушки в одержимую Песочным человеком психопатку выглядело убедительно, постановщику следовало с самого начала нагнетать напряжение во взаимоотношениях двух родственников разных поколений.

В ленте Тилли основное количество сцен ужасов приходится на последнюю треть, вот только вместо саспенса возникает впечатление композиционного хаоса. Это ощущение усиливает и слишком резкое завершение, оставляя массу вопросов по поводу дальнейшей судьбы Анны. Возможно, постановщик просто заранее строил сюжетный мостик к сиквелу.

Впрочем, «Песочный человек» оставляет, в целом, положительное впечатление. Вызывает интерес морализаторская составляющая с обязательными отсылками к Библии. На христианскую подоплёку указывает и оригинальное название — «Око за око». Режиссёр искренне сочувствует жертвам буллинга, проводя аналогии издевательств Шона над Коннером с трагической историей мальчика Винсента (Оливер Дж. Грин), который, по легенде, стал Песочным человеком. Флэшбек о Винсенте Колин Тилли оригинально представил в виде кукольного мультфильма. Благодаря этому визуальному приёму зритель сможет лучше почувствовать, как в наивно-доверчивый мир Винсента грубо врываются два школьных хулигана, решивших самоутвердиться за его счет.

Вот и Шон в колоритном исполнении Финна Беннетта похож на мучителей Винсента. Коннер просто не может дать ему сдачи и становится лёгкой мишенью для издевательств. Режиссёр не довольствуется парой штрихов к портрету, а раскрывает характер Шона через рассказ о прошлом героя его подруги Джули (Лэкен Б. Джилс). Но даже сложное детство не может служить оправданием причинения страданий физически слабому подростку. Джули же предстает стереотипной девушкой из сельской местности — не слишком умной, внушаемой, любящей праздные развлечения, но не озлобленной. Возможно, поэтому её наказание было не таким жестоким, как у Шона.

Удачен и выбор на главную роль американской актрисы угандийского происхождения Уитни Пик. Она создала образ ранимой, доброй девушки, которая переживает психологический кризис после гибели родителей и старается адаптироваться к жизни в маленьком городке. У Пик выразительное лицо и незаурядное актёрское обаяние, так что неудивительно, что в последнее время её карьера резко пошла в гору.

Колин Тилли хорошо потрудился над атмосферой медвежьего угла, куда переехала Анна. Тихие улочки с аккуратными дорогами, редкие домики, разбросанные по живописной местности, и приветливые жители. В этом городке ничего не происходит, а потому местная молодёжь, включая хулигана Шона, слоняется без дела, от скуки выдумывая себе развлечения.

Несмотря на недостаток опыта режиссуры игровых фильмов, что особенно сказалось на слишком медленном развитии сюжета, Колин Тилли снял достаточно приятный фильм. Просмотр ленты едва ли приведёт к учащённому сердцебиению, а моральный подтекст порой загораживают чересчур буквальные библейские отсылки. Тем не менее, постановщику и сценаристам удалось не только обрисовать характеры основных героев, но и красочно визуализировать кошмары, причём ни разу не повторив аналогичные сцены из «БайБайМэна» и франшизы Уэса Крэйвена.


Читайте также:

«Кошмар» и другие фильмы про расстройства сна
История «Кошмара на улице Вязов»
«Клаустрофобы: Инсомния»: сон — брат смерти
«Cламбер: Лабиринты сна»: Пижамка и транквилизатор
«Кошмары»: Перестань мне сниться
«Герой наших снов»: скромные мечты и масштабные кошмары
«БайБайМэн»: и подумать страшно

Share on VK
Андрей Волков

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!


ПАРАНОРМАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ. ШУМ
WordPress: 11.99MB | MySQL:102 | 0,924sec