Встретимся в твоих снах: «Кошмар» и другие фильмы про расстройства сна

Встретимся в твоих снах: «Кошмар» и другие фильмы про расстройства сна

В прокат вышел «Кошмар» Хьерсти Хелен Расмуссен. Наташа Анопа посмотрела новый норвежский хоррор и рассуждает о фильме и других картинах, в которых затрагивается тема расстройств сна. Что происходит с людьми, испытывающими сонный паралич, кто такие суккубы и инкубы, почему на знаменитой картине «Ночной кошмар» Фюссли изображена лошадь — обо всём этом в нашем новом материале, посвящённом мрачному и загадочному миру сновидений.


Мир фильмов ужасов — это почти всегда мир полуфантастический, полуреальный или даже «инореальный». Хорроры очень часто обращаются к темам снов и изменённых состояний сознания, потому что именно в этих сферах, таких загадочных и малоизученных, чаще всего происходит столкновение человеческого сознания с чем-то потусторонним.

В норвежском фильме «Кошмар» молодую пару Мону и Робби ожидает настоящее хоррор-комбо: герои переезжают в новый дом, который не выглядит приветливо, поведение соседей вызывает сначала недоумение, затем тревогу, а Мону тем временем одолевают ночные кошмары. В снах девушка попадает в инверсированную реальность — собственный дом к любимому человеку, но как и следовало ожидать — всё не то, чем кажется. Помогать Моне вызывается некий доктор Аксель, но героине стремительно становится хуже. Во снах ей видится то ли суккуб в обличье Робби, то ли просто его доппельгангер, и в конце концов девушка начинает страдать парасомнией (явление, характеризующееся двигательно-поведенческими аномалиями, то есть во время сна человек может двигаться и совершать различные действия, о которых потом не помнит; сомнамбулизм также относят к парасомниям).

«Кошмар» / Marerittet, 2022

Тема сновидений и ночных кошмаров представляет собой чёрную яму, из которой можно вытащить на свет не только белого кролика, но буквально любого невиданного зверя. В сновиденческий бой идут суккубы, инкубы, чёрные люди, тени и демоны иного толка. Злой двойник Робби по многим признакам напоминает суккуба, однако данное название в фильме не произносится, как не заходит разговор и о сексуальном характере появления сущности (несмотря на то, что та приходит в сны в полуобнажённом виде). Жизнь Моны делится пополам: она живёт одновременно в двух мирах, постепенно забывая, какой из них настоящий.

В разные моменты картина отсылает к культовому кино от «Ребёнка Розмари» до «Паприки». Некоторые сцены сняты с явной оглядкой на другой фильм ужасов про жуткие видения — «Кошмары» (2019) режиссёра Энтони Скотта Бёрнса. В обоих фильмах над спящими девушками проводятся эксперименты, в обоих фильмах присутствует функция визуализации снов. Но если «Кошмары» Бёрнса сосредотачиваются преимущественно на лиминальной природе сновидений, то «Кошмар» Расмуссен сворачивает по направлению к психологической драме, постепенно отклоняясь от снов и демонологии в сторону тем социальной адаптации, межличностных конфликтов и страха материнства.

«Кошмар» / Marerittet, 2022

Полнометражный дебют Кирсти Хелен Расмуссен не лишён шероховатостей — на многие вопросы зритель так и не получит ответа, а часть сюжетных линий обрывается без каких-либо комментариев. Однако режиссёру удалось донести одно из главных посланий — нет ничего страшнее потери собственного сознания и ориентации в пространстве, каким бы оно ни было, реальным или потусторонним, и как следствие — потери себя самой.

Очень бережно относится к природе сновидений, признавая их интимный характер и взяв за основу фантастическую интерпретацию происходящего Энтони Скотт Бёрнс в своих «Кошмарах». Фильм сконцентрирован на паранормальной природе явлений: человек здесь — лишь проводник, существо страдающее, но почти безвольное и обречённое. Андрогинная внешность Сары в исполнении Джулии Сары Стоун создаёт впечатление, будто девушка сама является выходцем из какого-то иного мира, а ретро-эстетика картины особенно полюбилась фанатам.

«Кошмары» / Come True, 2020

Чёрный человек является довольно популярным тематическим образом, который можно встретить в других хоррорах, затрагивающих тему сонного паралича.

Образ чёрного человека в различных вариациях можно увидеть в документальном фильме «Ночной кошмар» Родни Ашера (создателя псевдодокументального фильма «Комната 237»). Картина представляет собой сборник свидетельств и историй различных людей, испытавших сонный паралич. Рассказы героев сопровождаются жуткими иллюстрациями, которым позавидовали бы многие художественные проекты на данную тему. Но стоит отметить, что чёрный человек в шляпе, на самом деле, появился в другой ленте ещё за два года до выхода «Ночного кошмара».

«Ночной кошмар» / The Nightmare, 2015

Ранее тёмные сущности, обладающие способностью проникать в людские сны, фигурировали в фильме ужасов «Дверь» (2013). Картина попыталась быть ближе к зрителю за счет вкраплений псевдодокументальных расследований, но широкой известности у зрителей она, увы, не получила.

Самым популярным изображением сонного паралича в изобразительном искусстве является картина Иоганна Генриха Фюсли «Ночной кошмар». На груди у спящей девушки сидит страшное существо, являющееся символом сонного паралича. Принято считать, что это существо является демоном, и не просто демоном, а инкубом.

«Ночной кошмар», худ. Иоганн Генрих Фюсли

Суккубами называют демонов, соблазняющих мужчин, а инкубами — тех, кто нападает на женщин. Первые приходят в женском обличье, вторые — в мужском. Под соблазнением понимается чаще всего насильственный акт или, иначе говоря, изнасилование. В фольклоре принято считать, что суккубы и инкубы атакуют человека преимущественно во время сна, а их появление сопровождается сонным параличом.

Феномен сонного паралича глубоко пустил корни почти во все мировые культуры. В древности, когда люди не могли объяснить явление с медицинской точки зрения, инкубы и суккубы обретали форму страха, присущего конкретной эпохе, местности, культуре и актуальным негативным событиям.

Что же касается лошади, изображённой на картине, то она символизирует проводника в загробный мир. Лошадь является сакральным существом почти для всех народов мира. Во-первых, издревле это животное являлось символом солнца и войны. Во-вторых, являясь главным наземным средством передвижения человека, в некоторых культурах она была наделена статусом потустороннего транспорта и обрела способность перемещаться между миром живых и миром мертвых. В Средневековье родилось поверье, что лошади пасутся по ночам не просто так — все ради контакта с нечистой силой. А кобыл и вовсе считали суккубами.

«Франкенштейн» / Frankenstein, 1931

Отсюда ещё одна любопытная трактовка картины, гласящая, что лошадь на картине — не что иное, как суккуб. Таким образом наличие и инкуба и суккуба в женском ложе свидетельствует о немалой развращённости спящей женщины. Или же, что ещё интереснее с точки зрения психоанализа, — развращённости того, кому эта картина снится, то есть зрителя картины. Не зря это была одна из любимых картин Фрейда. Она висела у него в приёмной.

Картину Фюссли неоднократно воспроизводили в том или ином виде в различных фильмах ужасов.

Одно из ярких киновоплощений «Ночного кошмара» можно встретить в «Лихорадке» Ромейна Бассета. Главная героиня по имени Джессика, одержимая темой осознанных сновидений, возвращается в родной дом, полный тревожных детских воспоминаний. Там она тоннами пьёт снотворное и спит дни и ночи напролёт, пытаясь во снах разгадать тайны, к которым не подступиться в реальности. В кошмарах её преследует та самая лошадь с картины Фюссли. И чем дальше Джессика погружается в осознанные сновидения, тем ближе к ней становится конь, готовый забрать её из объятий Морфея в царство Аида.

«Лихорадка» / Horsehead, 2014

«Лихорадка» является исключительно аудиовизуальным экспериментом: алые занавески, стёртые лица посетителей снов и изощрённые пытки родственников успешно отвлекают внимание зрителя от непроработанного сюжета и невнятных поворотов.

Что же касается суккубов, то наиболее известным фильмом на данную тему является «Существо» Сидни Дж. Фьюри. Фильм является экранизацией истории американки Дорис Битер, утверждающей, что она подвергалась постоянному насилию со стороны духов троих мужчин.

«Существо» / The Entity, 1981

Более скромную интерпретацию охоты инкуба за человеческой душой можно увидеть в «Злом Духе» Лесли Стивенса. Картина избегает прямых и косвенных упоминаний о сексуальной связи человека и инкуба, в бой идут одни демоны, а на кону — не тело, а душа. Удивительна и печальна сама история создания картины: вскоре после окончания съёмок фильма оригинал киноленты и копии сгорели в пожаре, а те, что смогли уцелеть, были утеряны. Картина канула в небытие на целых 30 лет, после чего обнаружилась во Франции, но известности, в итоге, не получила.

Рок постиг не только сам фильм, но и актёров «Злого духа». Милош Милош, исполнивший роль Инкуба, убил свою девушку, а за 9 месяцев до премьеры фильма покончил жизнь самоубийством. Энн Атмар, сыгравшая сестру главного героя Марко, совершила суицид за 12 дней до премьеры. А дочь актрисы Элуиз Хардт, сыгравшей Амаэль, была похищена и убита. Убийца так и не был найден. Не пострадал лишь Уильям Шатнер, который позднее обрёл славу благодаря своей роли в Звездном пути.

«Злой дух» / Incubus, 1966

В ночных кошмарах герои нередко попадают в иные миры, и сон в данном случае представляет собой условный коридор, связующее звено между земным миром и миром потусторонним. И по этому коридору, конечно же, может пройти не только смотрящий сон, но и другие сущности или люди.

В «Кошмарном детективе» Синъи Цукамото главный герой может проникать в чужие сны, чтобы помогать людям трактовать их. Но оказывается, что вместе с тем он привносит в них некие тёмные материи, о которых сам не подозревает, и постепенно заражает не только сны своих клиентов, но и их условную реальность.

«Кошмарный детектив» / Akumu Tantei, 2006

«Кошмарный детектив» позаимствовал концепт у «Видения» Джозефа Рубена, а также элементы из манги «Паприка» Ясутака Цуцуи и одноимённого аниме Сатоси Кона по её мотивам. Однако благодаря совершенно особому авторскому стилю Цукамото, его картина воспринимается не просто как лента о ночном кошмаре — Цукамото в очередной раз удалось визуализировать агрессивный хаос на грани с адом, в котором бесплотное воплощение зла не уступает монструозным формам оного же.

Помимо людей по «коридору снов» в сознание киногероев могут попасть все кому не лень. Например, ведьма, присосавшаяся в детстве к героине сериала «Марианна», или некое существо в обличье родной матери, которая через сны пытается манипулировать собственным сыном в картине «Телепат». Порой коридоры снов превращаются в лабиринт, выход из которого приводит в чужую реальность, если вообще удастся выбраться.

«Демон снов» режиссёра Харли Коклисса демонстрирует зрителю концепт, который спустя десятилетия тот увидит в одном из самых популярных фильмов про сны и гипноз — «Астрал». Героиня «Демона снов» не просто засыпает, она создаёт прототип реальности, условный «апсайд-даун» с мёртвыми пустотами и голодной темнотой, в которую других героев засасывает словно в воронку.

«Демон снов» / Dream Demon, 1988

В противовес пустоте героиня фильма «Лунатик» через сны то ли путешествует по ветвям вселенной, то ли попадает в искривлённую версию своей изначальной реальности. Меняются тела, меняются декорации окружающего мира. Героиня теряет сначала своё тело, а затем свою идентичность. Это как проснуться утром в новом месте и узнать, что у вас — новый муж, новое имя, и вы не узнаёте человека, которого видите в зеркале. Куда похуже, чем перепутать московский и питерский дом на одноимённой улице в новогоднюю ночь.

А порой во снах могут происходить целые баталии за жизнь и сознание людей. Именно такой концепт показан в фильме «Чернила».

«Чернила» / Ink, 2009

И, конечно, ещё одной успешной попыткой визуализировать ночные кошмары в виде лиминальных пространств являются короткометражные работы Эндрю Бойла, режиссера нашумевшего «Скинамаринка». На своём YouTube-канале Бойл выкладывает короткие видео, призванные загипнотизировать зрителя и погрузить в околотрансовое состояние. После этих работ спать уже точно не захочется.

Сны в кино — это порталы, коридоры, перевалочные пункты, заброшенные станции. Это воздушный вихрь между двумя поездами, проходящими рядом на большой скорости. Один едет в привычный осознаваемый мир, второй мчит в бессознательное, далёкое, хаотичное. На какой поезд сесть — каждый решает сам. Главное, что благодаря кинематографу, на обоих поездах можно прокатиться без особых последствий.


«Кошмар» уже в кино!

Share on VK
Наташа Анопа

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

  • Никита Насика

    А что означает фраза «Это Мара» в концовке Кошмара?

WordPress: 12.15MB | MySQL:120 | 0,896sec