«Последнее завтра»: болезненное расставание
Photo Credit: Andrew Cooper

«Последнее завтра»: болезненное расставание

В прокате идет «Последнее завтра», главную роль в котором исполнил The Weeknd. Режиссёром картины выступил Трей Эдвард Шульц («Оно приходит ночью»), а сам музыкант стал одним из продюсеров и соавторов сценария. 31 января 2025 года у музыканта вышел шестой студийный альбом Hurry Up Tomorrow — последний релиз под псевдонимом The Weeknd. История его создания легла в основу фильма. О том, стало ли «Последнее завтра» мощным финалом эпохи The Weeknd’а, рассказывает Кирилл Артамонов.


«Последнее завтра» / Hurry Up Tomorrow (2025)

Режиссёр: Трей Эдвард Шульц
Сценарий: Реза Фахим, The Weeknd, Трей Эдвард Шульц
Оператор: Чейзи Ирвин
Продюсеры: The Weeknd, Реза Фахим, Харрисон Хаффман, Остин Кейн Андерсон и др.


Многотысячная толпа предвкушает начало яркого представления кумира. Оглушающий рёв фанатов сокрушает стены стадиона и доносится до гримёрки артиста. В это время The Weeknd (Эйбел Тесфайе) вновь и вновь пересматривает совместные фото с возлюбленной, которая бросила его накануне важного концерта. Пытаясь заглушить душевную боль, Эйбел налегает на таблетки и алкоголь. Друг и менеджер музыканта Ли (Барри Кеоган) игнорирует переживания артиста и его проблемы со здоровьем (из-за стресса и утомления перенапряжены голосовые связки) и просит его поскорее выйти на сцену. Разбитый Тесфайе уступает место The Weeknd’у, полностью растворяясь в сценическом образе. Шоу началось. Звучит Wake Me Up — открывающая песня последнего альбома. Спустя несколько дней всё повторяется вновь: артист отказывается выходить на сцену, ссылаясь на плохое ментальное самочувствие. Но ушлый менеджер уговаривает Weeknd’а в очередной раз рискнуть здоровьем и выступить ради многотысячной толпы. Во время шоу музыкант неожиданно теряет голос и убегает с собственного концерта вместе с таинственной фанаткой Ани (Дженна Ортега). Пара веселится всю ночь напролёт, но наутро загадочная девушка насильно удерживает кумира в номере отеля. Для того чтобы вырваться из заточения, поп-идолу придётся разобраться с собственными страхами и демонами, заложником которых он на самом деле и стал.

Photo Credit: Andrew Cooper

Идея фильма возникла у Тесфайе после реально произошедшего с ним случая. В 2022 году на одном из концертов в Лос-Анджелесе музыкант потерял голос, из-за чего выступление пришлось закончить досрочно после трёх композиций. По признанию артиста, та ситуация стала сильнейшим ударом по самооценке за всю его карьеру. Травмирующий опыт прошлого становится сюжетообразующим событием картины. Режиссёр Трей Эдвард Шульц старательно реконструирует эпизод, наделяя его неподдельным чувством тревоги, уязвимости и животного страха. Крики толпы оглушают музыканта, а вместе с голосом пропадают последние остатки достоинства. Кумир миллионов с неподдельным испугом на лице бежит прочь со сцены.

Шульц успел зарекомендовать себя не только талантливым хоррормейкером, но и драматическим постановщиком («Криша», «Волны»). В ленте «Последнее завтра» режиссёрский почерк Шульца заметен с открывающей сцены. Как и в случае с «Кришей», полнометражным дебютом кинематографиста, картина начинается и заканчивается с крупного плана главного героя (с крупного плана начиналось и «Оно приходит ночью»). Режиссёр выводит портрет персонажа, предлагая зрителям пристальнее всмотреться в глаза Эйбела Тесфайе, наполненные вселенской усталостью. Основное действие «Последнего завтра», равно как и «Криши» и «Оно приходит ночью», разворачивается в стенах одного здания: загородный дом сменился номером отеля. Однако, что более важно, режиссёр вновь работает с травмирующим опытом, реконструируя реальное событие, размывая границу игрового и документального кино. В основу «Криши» легла реальная история застолья семьи Шульца: постановщик снялся в роли самого себя, а большая часть актёров была членами его семьи. «Последнее завтра» же становится арт-терапией для The Weeknd’a, до сих пор тяжело переживающего эпизод с потерей голоса на сцене и последующей отменой концерта.

Photo Credit: Andrew Cooper

Для Эйбела Тесфайе участие в «Последнем завтра» не стало актёрским дебютом. Ранее музыкант сыграл самого себя в криминальной драме братьев Сэфди «Неограненные драгоценности», а также появился в главной роли в сериале Сэма Левинсона «Кумир». Шоу было разгромлено и критиками, и зрителями, а среди главных минусов и те, и другие отмечали неубедительную актёрскую игру музыканта. В «Последнем завтра» The Weeknd позволяет себе поиронизировать над неудачным актёрским дебютом. «Ты пытался быть актёром —  не вышло. Делай, что умеешь», — советует ему Ли. Но дальше одной брошенной фразы дело не заходит. Поп-исполнитель старательно декламирует на камеру весь спектр эмоций, что вновь моментально разлетелось на мемы.

В своём творчестве The Weeknd часто прибегал к отсылкам на культовые фильмы. В композиции Here We Go… Again музыкант упоминал франшизу «Крик» и Нив Кэмпбелл. Голос рассказчика из альбома Dawn FM принадлежал Джиму Керри. В клипах артиста можно найти приветливые реверансы в сторону «Техасской резни бензопилой», «Акиры», «Космической одиссеи», «Джокера», «Страха и ненависти в Лас-Вегасе» и «Хэллоуина». А в одном из интервью он признавался, что Дэвид Линч — один из его любимейших режиссёров: артист в начале карьеры даже косплеил прическу Генри из «Головы-ластика». В обезумевшей фанатке в исполнении Дженны Ортеги можно одновременно разглядеть влияние «Мизери» и «Малхолланд Драйва». И Ани, и Ли — части личности самого артиста. Они нещадно эксплуатируют и держат в заложниках сценический образ, не обращая внимания на самого Эйбела. Однако демонстрация синефильской эрудированности артиста не спасает картину от проблем с драматургией.

Photo Credit: Andrew Cooper

«Последнее завтра» ощущается скорее как одновременная экранизация трёх последних альбомов исполнителя. Чувство тревоги на вечеринке с ярко-красными неоновыми огнями отсылает к альбому After Hours. В одной из сцен Эйбел остается один в мёртвом городе, а после на лифте спускается в мрачный туннель, напоминающий переход в загробный мир. Сюжет созвучен с историей с альбома Dawn FM, в котором лирический герой артиста оказался в чистилище. А после следует болезненное перерождение, равно как и в последнем альбоме Hurry Up Tomorrow. Фильм становится увлекательным аттракционом для верных поклонников музыканта, но совсем не работает в отрыве от его творчества для тех, чьё знакомство с The Weeknd ограничивается лишь парой поп-хитов по типу Starboy или Blinding Lights.

Впервые о прощании со сценическим образом артист заявил ещё в далёком 2021 году. Однако ударно завершить эпоху с помощью фильма у The Weeknd не вышло. Более того, музыкант прибегает к самоповтору. В вышедшем в 2016 году клипе на композицию Starboy, поп-икона уже прощался со своим предыдущим образом, символически задушив «старого» The Weeknd’a. В фильме же прощание растягивается на долгие полтора часа и больше походит на страшный сон Тесфайе — недаром открывающей композицией картины стала Wake Me Up со строчкой So wake me up when it’s all over, что лишь сильнее подчёркивает онейрическую природу всего происходящего.

Photo Credit: Andrew Cooper

«Последнее завтра» точно отпугнёт зрителя высоким порогом вхождения. Фанаты музыканта останутся довольны огромным количеством пасхалок к композициям кумира, однако для остальных лента рискует показаться бессвязным набором из отдельных ярких сцен, неудачно работающих в связке друг с другом. Авторы пытаются отрефлексировать токсичные отношения одинокого Эйбела Тесфайе с всенародным любимцем The Weeknd. Универсум сценического героя гораздо больше, чем мистер Тесфайе, и мифический образ поп-идола насылает всю разрушающую силу на своего прародителя. Однако создателям не хватает смелости зайти дальше, поэтому вместо проработки травмирующих воспоминаний и ритуального прощания с альтер-эго, получился очередной акт самолюбования и идолопоклонения.

Share on VK
Кирилл Артамонов

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!


ЗАКЛЯТИЕ. ДЕМОН ВНУТРИ
WordPress: 12.17MB | MySQL:113 | 1,141sec