«Профайл»: Рассказать друзьям
После пары провальных голливудских блокбастеров Тимур Бекмамбетов снял микробюджетный десктоп-триллер, завоевавший призы зрительских симпатий на кинофестивале в Берлине и техасском SXSW. Теперь «Профайл» вошел в программу «Фильмы, которых здесь не было» 40-го Московского кинофестиваля: зрители смогут увидеть его во вторник 24 апреля в 22:00 в 7-м зале кинотеатра «Каро 11 Октябрь». RussoRosso убедился, насколько прочно это кино способно удержать зрителя на краю кресла.
«Профайл» / Profile (2018)
Режиссер: Тимур Бекмамбетов
Сценарий: Бриттани Поултон, Ольга Харина и Тимур Бекмамбетов по роману Анны Эрель
Продюсеры: Тимур Бекмамбетов, Ольга Харина и другие
Осознать художественную удачу «Профайла» проще всего, начав с определения другого фильма. «Профайл» — не первое кино, целиком разворачивающееся на экране компьютера, к которому приложил руку Тимур Бекмамбетов. В 2014 году он вместе с Джейсоном Блумом спродюсировал десктоп-хоррор «Убрать из друзей», постановщиком которого стал протеже Бекмамбетова Лео Габриадзе. Тот фильм, рассказывавший о столкновении школьников с призраком мертвой подруги в скайпе в основном запомнился непроизвольным юмором и техническими несуразностями.
В одной из памятных сцен захваченный призраком герой совершает суицид, помещая руку в блендер (как и все остальные орудия убийства в фильме, блендер настойчиво демонстрировался на камеру за полчаса до этого), причем сама сцена смерти снята на веб-камеру с трех-четырех разных ракурсов, которые смонтированы с помощью глитчей. Героиня, на чьем экране мы наблюдаем это действо, не только не знает значения сленгового слова «тролль», но и толком не умеет пользоваться компьютером: с трудом разбирается, как очистить корзину и скопировать текст, а в момент кульминации и вовсе отправляется с мольбами о помощи к незнакомцам из Chatroulette.
Поставленный уже самим Бекмамбетовым «Профайл» — это полная противоположность всем нелепостям «Убрать из друзей». Молодая журналистка из Лондона ради громкого материала притворяется девушкой, обратившейся в ислам, и все ее действия, направленные на прохождение вербовки в ИГИЛ (запрещенная в России организация), совершенно понятны, логичны и последовательны. Техническая сторона этого процесса, связанная с записью скайп-звонков редакторам, ведением двух независимых рабочих столов на случай, если придется расшаривать экран по просьбе обаятельного террориста, и документацией собственной вымышленной биографии, здесь представлена с практически документальной точностью вообще без нестыковок и фальши, характерных для жанра.
«Профайл» и основан как раз на документальном материале — нон-фикшн книге французской журналистки, — что не мешает ему быть еще и эффектным жанровым аттракционом. Фактическая убедительность и реалистичность поведения героев (местный террорист, например, очень любит при каждом удобном случае пересылать гифки с котятами) становятся в фильме самыми эффективными средствами для зрительского погружения и создания саспенса. В результате даже парочка просочившихся в триллер джампскейров не выглядит натянуто.
Техническая филигранность «Профайла», увы, до конца не исключает присутствия эмоциональных неточностей. Неожиданно эффективная драматическая арка с эмоциональным перформансом оставляет ощущение недоработанности. Отсутствие сцен из личной жизни героини вне ежедневных остросюжетных звонков по скайпу в Сирию не позволяет глубоко понять ее внутреннее состояние, а сам злодей выглядит слишком красивым для того, чтобы в конце концов не оказаться настоящим дьяволом.
И все-таки, если оставить придирки в стороне, именно человеческая достоверность картины возвышает ее над предыдущими десктоп-фильмами вроде оборачивающихся одним большим бездушным глитчем «Открытых окон» (2014) или клишированных found footage в десктоп-обертке «Убрать из друзей» и «Смерть в сети» (2013). Кажется, что «Профайл» — это первый заметный шаг фильмов в формате малого экрана к настоящему большому кино со времен нежанровой романтической короткометражки Noah, выигравшей приз на фестивале в Торонто в 2013 году.
Читайте также: