«Воронья лощина»: путь к безумию Эдгара Аллана По
Всегда интересно узнать, как и почему были придуманы наши любимые страшные мистические истории. В прокате сейчас идет «Воронья лощина», ставшая попыткой заглянуть в голову писателя Эдгара Аллана По и разгадать его мысли. Зрители могут увидеть фантазию на тему становления автора в его увлечении мрачным и таинственным. В свойственной фильму атмосфере жуткой сказочности Наташа Анопа рассказывает о своих впечатлениях от фильма.
Воронья лощина / Raven’s Hollow (2022)
Режиссер: Кристофер Хаттон
Сценарий: Кристофер Хаттон, Чак Ривз
Оператор: Майкл Рицци
Продюсеры: Андрейс Экис, Тодд Ландбом, Кэролайн Штерн
Как-то в полночь, в час угрюмый, утомившись от раздумий,
Задремал я над страницей фолианта одного,
И очнулся вдруг от звука, будто кто-то вдруг застукал,
Будто глухо так заcтукал в двери дома моего.
«Гость, – сказал я, – там стучится в двери дома моего,
Гость – и больше ничего».
© Ворон, Эдгар Аллан По, перевод Михаила Зенкевича
Сюжет «Вороньей лощины» высаживает зрителя на той точке временного континуума, в которой гостем является не Ворон из поэмы, постучавший в окошко дома писателя, а сам Эдгар Аллан По.
Он еще – лишь молодой заблудший путник, заманенный в черную глушь ритуальным убийством. С чрезмерной уверенностью он ступает на тропинку, ведущую в глухой туман, не замечая, как эта тропинка злорадно зарастает за его спиной.
Угрюмая деревня кровоточит. Сквозь слепые стекла просвечивают недобрые лица. И острые взгляды направлены на дверь – посторонним тут не рады, чужаков с оскалом гонят прочь.
Пока молодой По играет в детектива, по церквям разлетаются ошметки бывших товарищей и простых деревенских. Писатель ищет ворона, и, находясь на краю одержимости, наконец находит нить Ариадны, но она не выведет его из лабиринта, а лишь заманит еще глубже в воронье гнездо.
«Воронья лощина» непринужденно создает антураж замерзшего в безвременье антиоазиса. В бездонных зрачках местных жителей гниют тайны, пока их жертвы гниют на изящном жертвенном алтаре.
Фильм является фантазийной вариацией истории, которая могла бы послужить вдохновением для, пожалуй, самого знаменитого произведения писателя – поэмы «Ворон». В ней роковая и загадочная птица сводит с ума героя, буквально заклевав его морально. Создатели фильма решили зайти дальше и превратить ворона в чудовище хтонического масштаба.
Неудивительно, что с определенного момента монструозная природа существа словно бы нарекает картину северной сестрой «Братства волка» с одним лишь отличием: хтоническое никому не разгадать и не победить.
Ворон распахнет свои крылья и упорхнет обратно в холодное небытиё.
Определенную неловкость вызывает отсутствие в фильме даже намека на массовку, а к середине складывается ощущение, что в деревне живет четыре с половиной человека, что, впрочем, компенсируется присутствием среди них актрисы Кейт Дики («Игра престолов», «Остров призраков»).
Что же касается самого писателя, то вплоть до финала сложно уловить хоть какую-то внешнюю схожесть между По и актером Уильямом Моусли. Его Эдгар По слишком энергичен и пылок. А глаза горят блеском проступающего безумия только в момент принятия опиума, чтобы сквозь мутную призму увидеть невидимое.
Впрочем, помимо опиума можно отыскать в «Вороньей лощине» еще несколько пасхалок: например, экранный По тоже боится потерять любимую, а двух персонажей фильма зовут Ашер и Ленор (первое имя — отсылка к «Падению дома Ашеров», второе — к одноименному стихотворению).
И лишь к финалу, на несколько секунд, мы увидим того самого меланхоличного Эдгара По, который после произошедшего уже больше не обретет покой.
Nevermore.