«Возрожденные»: смерти нет, есть только вебка
Тимур Бекмамбетов в продюсерской лаборатории продолжает скрещивать жанры со скринлайф форматом. Некоторые опыты прошли успешно, явив миру убедительные онлайн-триллеры «Поиск» и «Профиль» или ужастик в Skype «Убрать из друзей». Пришла пора упаковать в гаджеты научную фантастику с теологической подпоркой, спаяв религию с виртуальной реальностью. Настасья Горбачевская делится впечатлениями о том, как прошёл эксперимент.
«Возрождённые» / Resurrected (2023)
Режиссёр: Егор Баранов
Сценарий: Джо Рехтман
Оператор: Эсекиель Казарес
Продюсеры: Тимур Бекмамбетов, Полина Горбачёва, Брэндон Райли, Адам Сидман, Мария Затуловская
Если верить «Возрождённым», церковь застыла на пороге великого открытия: в недалёком будущем Ватикан нашёл способ возвращать к жизни скоропостижно усопших. Раны стягиваются, хронические болезни отступают, и любимые родственники получают «второй шанс» (так звучит слоган промокампании) распорядиться отведённым временем. Первым воскресшим становится парнишка Ник (Джулиан Мосер) — жертва автокатастрофы и отцовской невнимательности. Годы спустя Ник практически новый святой — обожаемый и оберегаемый символ Божьего провидения. Ожившими мертвецами больше никого не удивишь, а папа (Дэйв Дэвис) стал преподобным Стэнли и старается искупить грехи, ведя онлайн-исповеди у возвращенцев.
Алгоритм чуда Ватикан тщательно скрывает, но неминуемо перетягивает всё больше и больше паствы в ряды христиан-католиков — можно умереть мусульманином и пройти обряд крещения уже в мире ином. Интереснее следить не за семейной драмой, личным кризисом отца Стэнли или множащимися теориями заговора, а именно за социальной подоплёкой происходящего. Мир, отличающийся от нашего одним высшим допущением, пытается адаптироваться к новым возможностям, интегрировать воскресших в общество и смириться с возросшей ролью церкви в светском обществе. Инструмент воспитания вполне убедительный: будешь грешить — тебя не возьмут не только в рай, но и во вторую жизнь. Смута начинается, когда воскресшие идут на далеко неправедные поступки, а церковь замалчивает последствия срывов подопечных. По «Возрождённым» рассыпано довольно много занятных подробностей того, как смелая идея может воплотиться в жизнь, но формат неумолимо тянет на дно хай-концепт.
Если верить продюсерам, режиссёр Егор Баранов (франшиза «Гоголь») принёс на студию замысел, который должен был расправить крылья и улететь в сериальные дали, а вселенную зачем-то (понятно, впрочем, зачем — из экономии и тяги к экспериментам) упаковали в ноутбук. Скринлайф подводит концепт и превращает сюжет в заложника малых экранов: чем ближе к финалу, тем сильнее торчат швы. Обладателя устройства, через которое зритель имеет возможность подглядывать за событиями, не всегда легко опознать — мышка скачет по десктопам членов семьи Ника, а позже большой брат смотрит через око наружных камер. Сложно не уверовать в то, что «Возрождённым» было бы уютнее в первозданной форме — то есть в протяженности сериала без ноу-хау: на более длительном хронометраже было бы проще подсветить социальную турбулентность, вызванную радикальную переменами.
От онлайн пространства «Возрождённым» достаётся главное (на идейном уровне, а не прикладном) — полифония мнений, которую нельзя ни заглушить, ни удалить, ни остановить. С чем проект справляется, так это с иллюстрацией полярных позиций и расширением серой зоны. Этически возрождение — концепция, мягко говоря, дискуссионная, что бы Ватикан ни пророчил. С одной стороны, не каждый захочет спорить с биологией на невыясненных условиях, с другой — в отношении людей «второго шанса» механически возникает предубеждение. И именно о реакции на воскрешение хочется узнать больше, а не разгадывать заговоры в кулуарах Ватикана. За вычетом социального климата от «Возрождённых» останется конспирологический детектив с сай-фай оттенком: несовершенный, но занимательный. Хотелось бы, чтобы и задумка Егора Баранова получила «второй шанс»: вариантов расширить вселенную множество, а потенциал воскресших явно ещё не исчерпан.