«Сомния: Обитель кошмаров»: сомнения убивают

В прокат выходит хоррор «Сомния: Обитель кошмаров», в котором дебютантка Рэйчел Кэйн раскрывает худшие кошмары юных провинциалов, начавших самостоятельную жизнь в большом городе. Подробности читайте в рецензии Артёма Петрова.
«Сомния: Обитель кошмаров» / Somnium (2024)
Режиссёр: Рэйчел Кэйн
Сценарий: Рэйчел Кэйн
Оператор: Лэнс Канс
Продюсеры: Майк Хаттон, Андреа Сааведра, Али Махир Аксу, Патриция Чика, Хлоя Ливайн и др.
Молодая девушка Джемма (Хлоя Ливайн) стремится построить актёрскую карьеру. Для этого она переезжает из маленького городка в Лос-Анджелес, начинает посещать кастинги и старается обзавестись знакомствами и связями. Пока предложения по работе не поступают, девушка решает подзаработать и устраивается сиделкой в подпольную клинику «Сомния», где доктор Кэтрин Шаффер (Джиллиан Уайт) с помощью снов проецирует в разуме клиентов их самые заветные желания, чтобы вдохновить и мотивировать осуществить мечту. За благородными мотивами скрываются опасные тайны и незаконные эксперименты, о которых юной сотруднице знать не положено.
Сон — это не просто ежедневный восьмичасовой (в идеале) период, позволяющий нашему телу отдохнуть. Это ещё и парад визуальных образов, которые проецируются нашим мозгом, пока он находится в покое. На эти иллюстрации влияют внешние раздражители, которые могут стать поводом как для радости и счастья, так и для настоящего ужаса, что в итоге влияет и на наше настроение после пробуждения, а также, конечно, интригует большинство хоррормейкеров.
Поначалу может сложиться впечатление, что и Рэйчел Кэйн определилась с выбором направления для своего режиссёрского хоррор-дебюта, однако молодая постановщица не спешит погружать зрителя в царство кошмаров. Она отдаёт предпочтение личной драме Джеммы и раскрытию реалистичного бытового хоррора, характерного для жизни любого амбициозного провинциала, стремящегося реализовать себя в большом городе: просроченные счета, низкооплачиваемая работа, едва помогающая свести концы с концами, бесконечные кастинги, где рассматривают ещё сотню точно таких же стремящихся к славе юных дарований, подозрительный седовласый мужчина, обещающий помочь со стартом карьеры. Впереди лишь одна перспектива — вернуться в родной город, где остались только боль и непонимание. Сомнения с каждым днём нарастают всё сильнее, обретая физическое воплощение в виде жуткого монстра, способного нанести не только психологический, но и реальный вред девушке.
Через личную драму главной героини Кэйн постепенно вводит и саспенс, но очень дозировано. Тут мелькнет тёмный силуэт, там за дверью слышится страшный звук, а пациентов часто уводят на процедуру, именуемую «Седьмым небом». Название звучит как злая издёвка, ведь нужное состояние пациента достигается через страдания. Сюжетная линия с клиникой начинает казаться лишней, ведь главная героиня хоть и знает о методике лечения, сама не имеет соблазна воспользоваться ею в собственных интересах. Из очевидного сценарного тупика Кэйн выбирается в третьем акте, полностью переводя кинокартину в жанр психологического хоррора про царство сновидений с эффектными визуальными решениями, где мечты и сомнения сливаются воедино, образовав ужасного и очень опасного монстра. Подобно жанру, встреча с кошмаром превращается в жестокую, но необходимую психотерапию, способную помочь разобраться с внутренним кризисом. Если удастся выжить.
Рэйчел Кэйн пошла на очень смелый шаг, не став реализовывать типичный сюжет про ожившие ночные кошмары. Вместо этого она попыталась нащупать более тонкую грань между драматическим бытовым хоррором и мистическим психологическим триллером, тем самым придав сюжету определенную глубину. Через образ мышления и страхи юной провинциалки, она напоминает о том, что к мечтам нужно стремиться, а сомнения — отбросить. Ибо они убивают.
Читайте также:
Встретимся в твоих снах: «Кошмар» и другие фильмы про расстройства сна