«Вуду. Шёпот тьмы»: кукловод сошёл с ума
В прокате новый завораживающий фильм Роберта Моргана («Кот с человеческими руками»). В Stopmotion («Вуду. Шёпот тьмы») режиссёр выворачивает душу перед зрителями и показывает суть своей работы, впервые обращаясь к игровому кино, но мир актёров здесь естественно сталкивается со стоп-моушн анимацией, которая и прославила мастера. Как выглядит исповедь творца, рассказывает Наташа Анопа.
«Вуду. Шепот тьмы» / Stopmotion (2024)
Режиссёр: Роберт Морган
Сценарий: Робин Кинг, Роберт Морган
Оператор: Лео Энстен
Продюсеры: Алейн де ла Мата, Ноэми Девиде, Кристофер Гранье-Деферр, Тижме Грол, Люсинда Ван Рай, Мэтт Уилсон
Если мир привидений, зомби, монстров и другой нечисти можно назвать зазеркальем или миром перевёрнутым с ног на голову, то мир предметов — это отдельная реальность внутри реальности. Возможно, в детстве вы представляли, как куклы, плюшевые мишки, машинки и фигурки оживают, стоит вам лишь выйти из комнаты или закрыть глаза перед тем, как уснуть. И они действительно оживают в пространстве покадровой анимации. Покадровая или стоп-моушн анимация — это алхимия, которая дарит дыхание тому, чему не было предназначено жить, меняя свойства и порядок вещей, а также роль человека в них.
«Вуду. Шёпот тьмы» — дебютный «полу-человеческий» фильм Роберта Моргана, известного зрителю по короткометражным фильмам «Кот с человеческими руками» и «Человек в левом нижнем углу фотографии». Вся «человеческая» часть фильма тесно связана c индустрией и позволяет увидеть изнанку работы стоп-моушн специалиста: главная героиня помогает матери, легендарному мультипликатору, закончить последний фильм. Властная Сюзанна страдает от артрита, поэтому дочь становится её руками до тех пор, пока та не попадает в больницу. В этот момент Элла получает возможность избавиться от давления, обрести себя и создать собственный проект. Девушка переезжает в другую квартиру и вместе с тем — в другое измерение.
Освободившись от гнёта Сюзанны, Элла попадает под влияние загадочной девочки, живущей по соседству. А затем — и собственного подсознания, в котором оказались заперты её страхи, амбиции, травмы и демоны. Поиски вдохновения заводят Эллу в тупик, но благодаря анимации тупик превращается в портал, ведущий в ещё более извращённую версию её собственной жизни.
На первый взгляд, кажется, что Морган управляется с куклами лучше, чем с людьми: психология персонажей и сюжетная динамика видятся слишком предсказуемыми и незамысловатыми. Однако, в этой самой незамысловатости и кроется ключ к восприятию: анимация в фильме становится новым измерением безумия.
«Это так вдохновляет — дарить мёртвым вещам жизнь», — говорит Элле мать.
Миры марионеток и людей не просто уравниваются: анимация становится болезнью, которая постепенно отвоёвывает всю ментальную территорию и меняет человеческое пространство по своему образу и подобию. Образы и подобия у Моргана неизменно достигают антисовершенства: снова фирменная воспалённая плоть, деформации и гниение.
Элла создаёт героиню из специального воска, который в реальной жизни используют для реставрации трупов. Затем в ход идут мёртвые ткани найденного в лесу животного и, наконец, плоть самой Эллы — как символ абсолютного растворения в искусстве и проигрыша здравого смысла в войне с големами. Самоотдача превращается в самопожертвование, а затем в кровавую жатву.
Чем слабее Элла — тем сильнее её творения и тем гуще морок, а у путешествующих в безумие никогда нет обратного билета. В мире кукольной анимации есть только один бог — кукловод, но если он сошел с ума, то всё, что ему остаётся — присоединиться к своим созданиям или стать их рабом.