«Обитатели»: Хрупкость готики

«Обитатели»: Хрупкость готики

В российский прокат выходит ирландский готический хоррор «Обитатели», и RussoRosso предлагает обратить на него внимание всем поклонникам Эдгара Аллана По.


«Обитатели» / The Lodgers (2017)

Режиссер: Брайан О’Мэлли
Сценарий: Дэвид Тёрпин
Оператор: Ричард Кендрик
Продюсеры: Джулианна Форде, Рут Триси и другие
Дистрибьютор в России: «МВК» (в прокате с 26 июля)


1920 год. Близнецы Рэйчел и Эдвард живут одни в старинном ирландском поместье, которое жители близлежащей деревни обходят стороной. Юноша и девушка никогда не расстаются, никого не пускают за порог и каждую ночь перед тем, как часы пробьют полночь, запираются в своих комнатах. Этим правилам их обучили родители. Эти правила ни за что нельзя нарушать.

«Обитатели» — детище двух ирландских продюсеров, Джулианны Форде и Рут Триси. Женщины задумали вложиться в историю о призраках и поделились своей идеей с другом по колледжу Дэвидом Тёрпином. Он любил кино, в особенности хорроры, но занимался музыкой, что не помешало ему с первой же попытки создать историю о близнецах и родовом проклятии, которая полностью удовлетворила продюсеров. С режиссером тоже разобрались быстро: «Давайте поохотимся» (2014) так впечатлил Триси и Форде, что они без лишних раздумий предложили снять кино Брайану О’Мэлли. Полнометражный дебют О’Мэлли приняли хорошо, и он решил ковать железо пока горячо, а заодно и показать свою кинематографическую разносторонность. Оказалось, что у Джулианны и Рут глаз наметан: постановщик отлично подошел для реализации готической истории Тёрпина. Что было совсем не очевидно: «Давайте поохотимся» насыщен кровью и насилием и по своему настрою и приемам максимально далек от «Обитателей».

Первое, что бросается в глаза в фильме, — это мягкость. О’Мэлли с видимым удовольствием подчеркивает характерные элементы жанра: старинный особняк, нехитрые правила проклятия, сексуальность. Все это неторопливо смешивается с мотивами близнецов и инцеста, визуальными решениями, легкими оммажами и историческими реалиями. 1920-й — непростое время для страны: ирландцы все еще возвращались с Первой мировой войны, где воевали бок о бок с британцами, позади осталось Пасхальное восстание, а впереди, уже в обозримом будущем, маячил День независимости. К жителям огромных особняков относились не самым лучшим образом даже безо всяких проклятий: такие дома строили для офицеров Кромвеля захваченные британцами местные крестьяне.

Но вернемся к сюжету и его мягкости. Она проявляется во всем: в изображении сексуальности (доступно, но не агрессивно), в обыгрывании пресловутой «зеркальности» близнецов (параллельное повествование) и темы инцеста (чтобы вы, не дай бог, не вспомнили раннего Озона), в отсылках (без труда угадываются «Трудные дети» (1950), «Невинные» (1961) и «Другие», 2001). Готические элементы многочисленны, но подаются порционно, что сравнимо скорее с чтением романа, нежели с жанровым приключением: мелькают интерьеры Лофтус Холла, самого известного дома с привидениями во всей Ирландии, а Рэйчел цитирует «Озеро» Эдгара Аллана По. Ощущение отчужденности поместья нагнетается очень неторопливо, а О’Мэлли не забывает и про почти обязательную атмосферу сна, делая и без того легкое повествование более эфемерным.

В этой хрупкости кроется и основной недостаток «Обитателей»: они лишены жанровых триггеров и крепкого скелета паранормальных хоррор-аттракционов. История о проклятии дается с середины, без долгих предысторий и назойливых флешбэков, а значит, детективная подкрутка, характерная для современных игр с готикой вроде «Багрового пика» (2015) или «Лекарства от здоровья» (2017), отпадает. У О’Мэлли нет джампскейров, расчлененки и эксплуатации сексуальности, как у европейских готик-хорроров 1960-х. У «Обитателей» есть лишь детский страх, что в соседней комнате что-то вылезает в реальный мир из мрака ночи, почти литературный нарратив да несколько изящных визуальных решений (один из самых красивых кадров — рука встречается с пузырьками воздуха). Этот фильм — в первую очередь для ценителей всего готического, то есть архаичного, олдскульного, атмосферного, возможно, фетишистского. «Обитатели» не будут старательно и агрессивно вас пугать, что обрекает потенциальных любителей адреналина на полуторачасовое соревнование по зевкам. Зато поклонники По в кои-то веки получат фильм по сердцу.

Читайте также:

Лесные приключения и пригородный мрак в новом ирландском хорроре

Share on VK
Максим Бугулов

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!


ПЕРВЫЕ ВЕДЬМЫ. ПОТОМСТВО
  • Александр

    Вот давно таких рецензий не попадалось — после которой сразу хочется фильм посмотреть. Спасибо.

    • Vladimir Gryaznov

      Плюсую, после этой рецензии посмотрю обязательно.

WordPress: 11.94MB | MySQL:109 | 1,035sec