«Мег: Монстр глубины»: Съешь, пожалуйста, хоть собачку
В российском прокате стартовал летний блокбастер от Warner Bros, и на этот фильм про акулу можно идти всей семьей: монстр почти безобиден.
«Мег: Монстр глубины» / The Meg (2018)
Режиссер: Джон Тёртелтауб
Сценарий: Дин Георгарис, Джон Хобер и Эрих Хобер по роману Стива Алтена
Оператор: Том Стерн
Продюсеры: Белль Эйвери, Лоренцо Ди Бонавентура, Колин Уилсон и другие
Дистрибьютор в России: «Каро» (в прокате со 9 августа)
В 1975 году Стивен Спилберг выпустил высокобюджетные «Челюсти», ставшие хитом и классикой. Этот фильм называют первым блокбастером в истории кино. Сейчас блокбастер, особенно с приставкой «летний», принято считать простоватым зрелищным развлечением, с которого спрос во всем, кроме зрелищности, невелик. При этом сами «Челюсти» шли гораздо дальше: там был простой для восприятия концепт с глубокой проработкой персонажей, диалоги которых в последней трети фильма раскрывали проблемы ничуть не менее значительные, чем появление в прибрежных водах акулы-людоеда.
Недавние хорроры «Отмель» (2016) и «Синяя бездна» (2017) показали американским продюсерам, что кино про акул все еще способно собирать внушительный бокс-офис, так что этим летом зрителям выдали мегаломанский «Мег: Монстр глубины» — фильм с бюджетом 150 млн долларов о гигантском доисторическом мегалодоне (вымершей двадцатиметровой акуле) и Джейсоне Стэйтеме, сражающихся в IMAX 3D. По сюжету группа ученых исследует гипотезу, что под тем, что мы считали дном Марианского жёлоба, есть скрытый мир. Джеймс Кэмерон, видимо, во время своего погружения (см. «Вызов бездне», 2014) пропустил все веселье. Но как только энтузиасты пробивают дно батискафами, на них нападает мегалодон, и справиться с ним под силу только персонажу Стэйтема — Джонасу Тэйлору, который уже однажды сбежал от монстра, но никто ему не поверил. Теперь вместо того, чтоб спокойно продолжать спиваться в Таиланде, ему нужно снова принять бой ради бывшей жены, некогда ополчившихся на него коллег и новой пассии (в исполнении обаятельной Ли Бинбин).
Команда сценаристов, обрабатывавшая литературный первоисточник, не стала заморачиваться с персонажами и сколь-нибудь примечательным смысловым наполнением. От «Челюстей» осталась кусачая акула (теперь большая и доисторическая), несколько сюжетных отсылок и волшебный ярлык летнего блокбастера. Последний призван отбивать любые претензии, потому что есть Стэйтем, есть татуированная модель Руби Роуз в роли понтующегося инженера, есть доисторический монстр. По-хорошему, здесь и вправду можно бы не мудрствовать, а дать жанрового угара, чтоб все придирки оставались не по адресу.
Только никакой чрезмерности, характерной для стильных хорроров, в «Меге» нет — в США его решили выпускать с детским рейтингом PG-13. Кровь в фильме есть, но в диетических объемах: мегалодон не торопится жрать собак, отрывать ноги купающимся детям и головы распоясавшимся ученым. Отвлечь монстра от потенциального праздника чревоугодия на массовом пляже можно чуть ли не щелчком пальцев, а порой вместо атаки Мег и вовсе предпочитает пристально пялиться на жертв, словно Каа на бандерлогов, хотя гипнозом, в отличие от мудрого удава, не владеет.
Человеческие персонажи тоже обходятся без особых сюрпризов. Беспробудно бухая, Джонас почему-то не запустил фигуру. Его бывшая жена (Джессика МакНэми) вначале заявляет, что была радикальной экоактивисткой и воевала с китобоями, но вместо того, чтоб дебоширить во второй половине фильма, исчезает, успев благословить Джонаса на новый роман. Персонаж Руби Роуз хоть и заявляет о своей инженерной гениальности, не выдумывает толком ничего, что влияло бы на сюжет хотя бы сопоставимо с мужественными щами Стэйтема. Гадкий миллиардер (Рэйн Уилсон) успевает несколько раз проговорить, какой он нехороший, но не делает по-настоящему ощутимых гнусностей в кадре. Благородный ученый (Уинстон Чао) сетует, что люди сначала открывают новую жизнь, а потом истребляют ее, но не предпринимает ничего такого, что придало бы его сожалениям масштаб (хоть бы по лицу миллиардеру съездил, что ли). Так развлекательный фильм ужасов остается без особых стилистических изысков, а действие двигают бескровные персонажи, за жизни которых переживать хочется скорее благодаря приему обратного отсчета (когда в сюжете есть 10-9-8-7, зрительского волнения становится больше), чем из-за какой-нибудь симпатии — и периодические самопожертвования во имя других не сильно помогают.
Наконец, само действие выстроено в неровном ритме. Фильм несколько раз переключает подсюжеты (каждый из них выглядит законченным) так, что временами напоминает сшитый воедино мини-сериал. Его самая примечательная часть — первая, в которой «Мег» напоминает перенесенного в океанскую пучину «Чужого»: неизведанный мир, разношерстая команда исследователей, пробудившийся монстр и простирающиеся над всем этим щупальца злого капиталиста. Как только эта линия заканчивается и начинаются более прямолинейные «Челюсти» или даже «Пираньи» (версия, снятая Александром Ажа в 2010 году), создателям ощутимо недостает глубины первых и жанровой смелости последних. Режиссер Джон Тёртелтауб говорил, что изначально задумывал «Мег» более кровавым, но на этапе монтажа все убрал. В адрес этого решения предлагаю и направить все претензии к стерильной стилистике получившегося зрелища.
Читайте также:
Положительная рецензия на «Мег: Монстр глубины» на HorrorZone
Отрицательная рецензия на «Мег: Монстр глубины» на Киномании