«Ловушка»: мы все порой немного не в себе

В мировом прокате идёт новый триллер М. Найта Шьямалана «Ловушка», в котором серийный убийца рыщет по битком набитому концертному залу, ускользая от полиции. Дмитрий Соколов рассказывает, что за жанровое блюдо приготовил мастер твистов на этот раз.


«Ловушка» / Trap (2024)

Режиссёр: М. Найт Шьямалан
Сценарий: М. Найт Шьямалан
Оператор: Сайомбху Мукдипром
Продюсеры: Марк Бьенсток, Ашвин Раджан, М. Найт Шьямалан, Скотт Френд, Джефф Робинсон, Стивен Шнайдер


Пожарный Купер Адамс (Джош Хартнетт) со своей дочерью-подростком Райли (Ариэль Донахью) прибывает на концерт певицы Леди Рэйвен (Салека Шьямалан). Заметив вокруг зала необычно много полицейских, Купер вскоре узнаёт, что оказался в эпицентре тайной операции. Где-то среди тридцати тысяч зрителей затесался маньяк по кличке «Мясник», и копы намерены во что бы то ни стало изловить жестокого убийцу. Куперу вроде бы не о чем беспокоиться, но доблестный пожарный и любящий отец скрывает мрачный секрет, а излишнее внимание полиции мешает его планам весело провести вечер с дочкой. Так что Куперу придётся найти выход из тщательно охраняемого зала, прежде чем Леди Рэйвен закончит свой концерт.

«Ловушка» — не самый типичный проект Шьямалана, хорошо известного своими камерными триллерами. В то время как сюжеты «Визита» (2015), «Знаков» (2002) или недавнего «Стука в хижине» (2023) вертелись вокруг отдельно взятого дома, «Ловушка», начинаясь в одной (пусть огромной) локации, постепенно становится динамичным триллером о том, как неуловимый маньяк вновь и вновь ускользает от полиции. Шьямалан (здесь он, по традиции, ещё и сценарист) умело повышает градус фоновой тревоги, постоянно подталкивая главного героя искать выход из безвыходной ситуации, изворачиваться и импровизировать. Саспенс строится на том, что Куперу необходимо сохранять хладнокровие в условиях цейтнота, действуя наверняка и не вызывая подозрений, когда враги повсюду. Но если с напряжением и динамикой Шьямалан работает мастерски, то вот к сценарию постоянно возникают серьёзные вопросы.

И это при том, что на первый взгляд, «Ловушка» — идеальный фильм для тех, кто любит разнообразные твисты. По количеству резких поворотов сюжета Шьямалан здесь превзошёл, кажется, все свои работы. Приблизительно раз в 15 минут ситуация для Купера меняется (порой весьма радикально), и приходится оперативно решать всё новые и новые проблемы. Как пройти за кулисы, когда ты просто зритель, а не работник сцены? Как пробраться в гримёрку к Леди Рэйвен, не вызывая подозрений? Как избежать обыска, выходя из зала, битком набитого полицией? Купер проявляет чудеса изобретательности, успевая разузнать, что известно о Мяснике, получить нужный ключ, послушать с дочкой слезливую балладу и перекинуться парой слов с подругой, тоже взявшей ребёнка на концерт. С каждым эпизодом концентрация (и сложность) задач возрастает, достигая кульминации к финальной трети, когда действие переносится в дом семьи Адамс.

У этих увлекательных эскапад есть ровно одна, но очень серьёзная сценарная проблема: Шьямалан уж слишком откровенно подыгрывает главному герою. Во-первых, Купер не просто крайне внимателен и быстр на реакцию (что логично, учитывая его профессию), но до невероятия удачлив. Во-вторых, опытный профайлер и сотни обученных полицейских раз за разом проявляют феерическую беспечность, причём не только на концерте, но и после него. Кое-что из промахов можно оправдать уловками Купера, но далеко не всё. Из-за прорех в сценарии фильм зачастую работает хуже, чем мог бы, а это критично с учетом того, что «Ловушка» претендует на реалистичность изображаемых событий.

Сценарные дыры Шьямалан прикрывает мощной харизмой Джоша Хартнетта, который блистает зловещей весёлостью и откровенно потешается над тугодумами, жаждущими нарушить его планы. Хотя вокруг него постоянно крутится немало персонажей, Купер затмевает всех. Хартнетт с явным удовольствием играет остроумного и самоуверенного типа, у которого все ходы записаны, на каждый каверзный вопрос есть неожиданный ответ, а на любой чрезвычайный случай найдётся набор первой необходимости. Разозлить его можно, а вот выбить из колеи — нельзя. Поклонники Хартнетта (в 2000-х известного чаще по экшену или подростковым комедиям) тут наверняка вспомнят его роль Зика из сай-фай хоррора «Факультет» (1998), но к молодежной браваде «плохого парня» теперь добавилась уверенность взрослого профессионала.

По итогу, «Ловушка» смотрится как смелый (пусть и хромающий местами) жанровый эксперимент в духе подзабытого ныне триллера «Кто вы, мистер Брукс?» (2007), только построенного не на детективной линии, а вокруг динамичной погони за маньяком. Да, сценарий пестрит натяжками, но общая траектория сюжета мало-мальски правдоподобна, вопреки всем вопросам с точки зрения здравого смысла. Фильм спасают чёрный юмор (за который отвечает персонально Хартнетт), высокая плотность событий и парочка удачных сюжетных ходов, добавляющих психологизма. Не претендент на золотой фонд работ Шьямалана, но любопытный и старательный триллер, до краёв набитый твистами. Вполне пристойное зрелище на полтора часа для всех тех, кто любит истории про маньяков, поданные с неожиданного ракурса.

Share on VK
Дмитрий Соколов

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 12.13MB | MySQL:114 | 0,860sec