«Вопль»: в этой квартире никто не услышит твой крик
6 февраля в прокат выходит мистический триллер «Вопль», переплетающий семейные секреты, злых духов и травмы прошлого. Все подробности о стильном слоубёрнере — в рецензии Дмитрия Соколова.
«Вопль» / El Ilanto (2024)
Режиссёр: Педро Мартин Колеро
Сценарий: Изабель Пенья, Педро Мартин Калеро
Оператор: Констанца Сандовал
Продюсеры: Пабло Босси, Начо Лавилла, Джуампа Миллер, Жером Видаль, Эдуардо Вильянуэва и др.
Мадрид, 2022 год. Студентка Андреа (Эстер Экспозито) ведёт обычную жизнь: скучает по бойфренду, ходит на лекции и по клубам с подругами. Привычный мир начинает стремительно рушиться, когда вокруг девушки начинает всё чаще появляться агрессивный призрак. Пытаясь выяснить, что происходит, растерянная Андреа обнаруживает, что паранормальный сталкер, судя по всему, связан с француженкой Мари (Матильда Олливье), жившей в Аргентине начала 2000-х, и осужденной за убийство своей подруги Камиллы (Малена Вилла).
«Вопль» — первая полнометражная работа Педро Мартина Калеро. Сценарий он написал совместно с Изабель Пенья («Хищники» и «Клетка» 2021 года). Дебютный «Вопль» вышел громким: на прошлогоднем фестивале в Сан-Себастьяне фильм получил главный приз, а критики на все лады расхваливали работу Калеро в профильной прессе. Тут действительно есть на что посмотреть и над чем поразмышлять. Медленный темп, психологизм и саспенс органично сочетаются с элементами драмы и детектива, образуя минималистичный, но весьма эффектный триллер.
Сценарий строится как рассказ о трёх женщинах, в разное время и в разных местах сталкивающихся с враждебной потусторонней силой. Вслед за историей Андреа из Мадрида, сюжет переключается на жизнь Камиллы из Аргентины, а после — показывает события, связанные с её убийством, глазами Мари. Со временем проясняется всё больше деталей, связывающих каждую из героинь друг с другом, а из них постепенно вырисовывается общая картина травмы, преследующей людей через годы и континенты.
Несмотря на детективный флёр в сюжете, основной акцент стоит всё же не на подробностях жуткого инцидента в Аргентине, а на том, как встреча с призраком влияет на жизнь каждой из трёх героинь. После интригующего пролога с болезненной пляской в ночном клубе, Калеро держит размеренный ритм, не злоупотребляя скримерами. Саспенс чаще нагнетается не в отдельных эпизодах, но через нарастание череды мелких необъяснимых явлений, нарушающих привычное течение жизни. Работая в традиции, восходящей к японским технохоррорам 1990-х, Калеро неплохо обыгрывает идею призрака, заполоняющего цифровое пространство.
Размытая фигура где-то на заднем фоне, еле слышные отзвуки рыданий в давящей тишине, чьи-то смутные очертания на уличных фотографиях — зло в «Вопле» долгое время остаётся за кадром, но всегда рядом. Слегка нервозное любопытство Андреа медленно сменяется тревогой, затем переходит в сдавливающий страх, когда она обнаруживает, что скрытая угроза становится явной, причём не только для неё, но для любого дорогого ей человека. За два часа экранного времени «физических» проявлений призрака наберётся хорошо если три-четыре, но каждое запомнится надолго. Особо хочется отметить внезапное вмешательство злого духа в разговор Андреа с бойфрендом — сцена длится несколько секунд, но шоковый эффект обеспечивает безотказно. Удались и все сцены с загадочным домом, где произошло убийство: освещение и углы обзора создают густую атмосферу тёмной тесноты, наполненной бесплотными, но обступающими со всех сторон фантомами. А их поведение и облик напоминают о «плачущих» привидениях из мексиканского фольклора, мелькавших в фильмах о Ла Йороне.
Устойчивый акцент на семье как центре притяжения потусторонних сил сближает работу Калеро с «Астралом» или «Реинкарнацией», где связь со сверхъестественным тоже переходит по наследству. Но здесь в центре внимания не распад семейных связей или путешествие в загробный мир, а поиск солидарности, способной помочь в борьбе против призрака. Так что «Вопль» немало времени уделяет проработке психологических портретов героинь, переходя от семейной драмы к мистической истории с убийством лишь ко второй трети фильма.
Правда, тут ощутим некоторый сценарный перекос в сторону Андреа и Камиллы, и он объясняется логикой сюжета: судьба Мари становится известна ещё в «мадридском» сегменте, а вот обстоятельства смерти Камиллы, как и будущее семьи Андреа, полностью раскроются лишь под финал. Единственным серьёзным недостатком при таком подходе можно считать лишь затянутый второй акт, где рассказывается о встрече Камиллы и Мари. Многие сцены в нём можно было бы сократить без особого ущерба для понимания как мотивации героинь, так и их отношений друг с другом. Но даже этот временами провисающий сегмент завершается выбивающей из колеи сценой. А уж заключительная история Мари подана как пропитанный нарастающим отчаянием сюжет о девушке, застигнутой врасплох неумолимым призраком, разом сломавшим ей привычную жизнь. Впрочем, на ней «Вопль» не заканчивается, напротив — эпилог возвращает нас из Латинской Америки в Европу, ловко обозначая контуры возможного сиквела.
На фоне мистических хорроров последних лет «Вопль» не выглядит чем-то из ряда вон выходящим в плане актёрской игры или спецэффектов, но в качестве красивого и насыщенного саспенсом слоубёрнера работает отлично. Его сила не в каких-то изобретательных визуальных трюках или головоломном сюжете, но в тонком сочетании бытовых деталей с вторжениями потустороннего: баланс рационального и необъяснимого смещается незаметно, и поэтому необратимо. Неудивительно, что главным источником вдохновения Калеро называл новеллы аргентинской писательницы Марианы Энрикес, в которых городская повседневность плотно переплетается с языческими божествами и тайными культами. Грамотно сочетая аккуратный саспенс, нелинейный нарратив и психологизм, «Вопль» превращается в добротный «возвышенный хоррор», рассказывающий о межпоколенческой травме на языке мистических аллегорий, но в то же время указывающий вполне осязаемые пути для её преодоления.