«Раны»: Миллениалы читают Некрономикон
Новый фильм Бабака Анвари «Раны» показали на «Сандэнсе» и в Каннах, а теперь он добрался до Netflix. Рассказываем, почему иранский постановщик не смог никого удивить.
«Раны» / Wounds (2019)
Режиссер: Бабак Анвари
Сценарий: Бабак Анвари по рассказу Натана Баллингруда
Оператор: Кит Фрайзер
Продюсеры: Бабак Анвари, Кристофер Копп, Лакен Тох и другие
Где-то в новоорлеанском пабе протирает стаканы помятый, но миловидный бармен Уилл (Арми Хаммер), который слегка запустил свою жизнь. Он бросил неплохой университет, а вечера проводит на работе, флиртуя с хорошенькой Алисией (Зази Битц). У нее, правда, есть новый парень Джеффри (Карл Глусман), но это ничего — Уилла дожидается дома его девушка, аспирантка Кэрри (Дакота Джонсон).
В один ничего не предвещающий день к ним заглянет пассивно-агрессивный здоровяк (Брэд Уильям Хенке) и группа студентов, которым очевидно меньше 21 года. Здоровяк ввяжется в драку с такими же реднеками и в результате получит ужасную рваную рану на щеке. Юнцы второпях покинут бар, испугавшись прибытия копов, и кто-то из них забудет мобильник. Уилл решит забрать его домой — наверняка владелец телефона рано или поздно объявится. Фанаты хорроров вряд ли бы совершили подобную глупость.
Три года назад на «Сандэнсе» Бабак Анвари представил свой полнометражный дебют «В тени» — западные критики остались в восторге от восточной мистики (в сюжете фигурировали джинны) на фоне политического кризиса в Тегеране 1980-х. Теперь постановщик руководит бюджетом побольше и лицами поизвестнее. Актерский состав «Ран» весьма впечатляет. Главная звезда фильма, конечно, Хаммер — и это один из лучших его перформансов. Поначалу Уилл кажется достаточно приятным, пусть и слегка безвольным персонажем, а ближе к концу превращается в излишне потеющего нервозного типа, который полностью поддался паранойе.
Винить Уилла трудно: на оставленный телефон постоянно кто-то пишет пугающие сообщения, а в галерее полно gore-материала. Например, убитый мужчина, а затем его же отрезанная голова со снятой кожей, к которой сбегаются полчища тараканов. Где-то на заднем фоне мелькают книги с причудливыми названиями вроде «Толкования ран». Вскоре Уилл понимает, что те подростки зависают на форумах, где обсуждают богомерзкие гностические ритуалы.
Богомерзкие — не случайный эпитет. Все эти существа из иных миров, которых так хотят вызвать миллениалы, явно отсылают к Лавкрафту. Выходит, что Уилл стал случайным свидетелем и невольной жертвой. В общем, он — побочный персонаж лавкрафтовской истории, который некстати связался с действующими лицами. Теперь его подружка Кэрри подолгу залипает на странных видео с червоточиной (несомненное влияние j-хоррора), сам он пытается тщетно счистить с себя несуществующих насекомых, а за домом начинают следить.
Анвари занимает история постепенного безумия и разрушения человеческой жизни, а Хаммер с его внешностью диснеевского принца выступает неожиданно удачным испытуемым. Остальные актеры (Битц, Джонсон, Глусман), к сожалению, только создают благоприятный фон для главного героя.
Насколько режиссура уверенно фокусируется на одном персонаже, настолько же неуверенно ведет себя сценарий, основанный на рассказе «Видимый порок» фантаста Натана Баллингруда. «Раны» предлагают сразу несколько тем, но не углубляются ни в одну из них. Ревность, гностические ритуалы, «Черное зеркало», насекомые, неудавшаяся бесцельная жизнь (Джонсон называет Хаммера пародией на человека) — Анвари выбирает все и сразу. В итоге получается несколько бессвязная история, наполненная удачными дискомфортными моментами. Хотя миллениалам явно будет страшно — не бросайте университет, не идите работать в занюханный бар, не вызывайте демонов. Где-то за пределами комфортной, продуктивной и интеллектуальной жизни открываются врата в ад.