«Очень странные дела 3»: Лето в «Меге»
4 июля на Netflix вышел третий сезон «Очень странных дел», невероятно успешного проекта братьев Даффер про подростков в США 1980-х. Рассказываем, как сериал обрел популярность и что изменилось в новом сезоне.
«Очень странные дела» начались всего три года назад, но за это время уже успели стать культом. Все-таки не каждый сериал при жизни получает свой набор от «ЛЕГО», комнату от «ИКЕА» и мерч, который можно купить в ближайшем масс-маркете. Кажется, Stranger Things были созданы для того, чтобы их любили и тиражировали, ведь и сами они состоят из беспроигрышных объектов обожания — артефактов американских восьмидесятых, какими мы их знаем по фильмам, книгам и играм. Сериал так удачно вписался в ностальгию по этому десятилетию, что теперь и не скажешь, кто тут следует трендам, а кто их задает. Универсальная история взросления, коммерчески успешно разыгранная гиками в винтажных декорациях, стала лакмусовой бумажкой западной ностальгирующей культуры.
В связи с этим любопытно, что символом третьего сезона становится огромный молл «Старкорт», место притяжения молодежи Хоукинса и объект ненависти местных жителей, чей бизнес не выдержал конкуренции. Кажется, шоураннеры сериала братья Даффер знают, что за ними грешок, и не стесняются этого: броская идеально продуманная локация, где собраны разные не требующие усилий развлечения, больше всего напоминает сам сериал с его бесконечными цитатами из поп-культуры и легкомысленным сюжетом. Нарочитая клиповость сцен шоппинга и ударный саундтрек усиливают такую параллель, и эта неожиданная честность особенно подкупает, когда «Старкорт» вдруг оказывается прикрытием для потустороннего зла.
Тех, кто своими глазами видел, как в небольшом городке открывается «Мега», не удивят те странные дела, что происходят в Хоукинсе в новом сезоне. Люди превращаются в зомби, подчиняются неведомым силам, исчезают, и все это через калейдоскоп отсылок к знаковым фильмам. Тут же появляются и русские военные с их сумасшедшим планом, нелепые и карикатурные, прямиком из рейгановских времен. После локальной революции, которую в нашем сознании произвел сериал «Чернобыль», от этой клюквы сначала не по себе, но потом становится понятно: «красная угроза» — еще одна дань мифам эпохи, такая же часть поп-культурного портрета восьмидесятых, как и американское захолустье, Dungeons & Dragons и научная фантастика. Дафферов никогда не интересовала аутентичность, они всегда работали с мифом, и в третьем сезоне этого уже не скрывают.
Перестав жульничать, авторы предлагают играть в открытую. В этот раз у них все козыри: крепкий сюжет с несколькими параллельными линиями идет рука об руку с экшном, которого часто не хватало в прошлых сезонах. Новые серии — одиссея по радостям и ужасам переходного возраста: здесь и первые проблемы в отношениях, и испытание дружбы взрослением, и собственничество, и что только не. Персонажи, которые раньше выглядели как статисты, наконец проявили себя и обрели характеры. Динамичных сцен прибавилось, и сценаристы уже не стали бояться сталкивать повзрослевших героев с отвратительным и жутким.
То ли по расчетам, то ли по памяти Дафферы смогли подобрать ключ к непростой теме подросткового взросления. Нарушение границ, выход за все пределы и стремление найти новый баланс — вокруг этого строится весь сезон. Все начинается с Билли, самого одиозного и буквально нездешнего персонажа (они с сестрой из Калифорнии), который посягает не только на приличия, но и на центральный для американского общества институт брака. Майк и Оди так увлекаются друг другом, что их отношения начинают мешать не только их друзьям и Джиму, но и им самим. Как это часто кажется в подростковом возрасте, мир вокруг тоже сходит с ума: смещаются границы Хоукинса, чей центр пустеет из-за «Старкорта», русские проникают в США, а портал в другое измерение снова открыт и снова обещает гостей.
Первые сезоны «Очень странных дел» были сентиментальны, излишне приглажены и слишком сильно старались понравиться зрителю. Несмотря на формальные жанровые признаки (хоррор, фантастика), в сериале все было понарошку, и зритель ни на секунду не сомневался, что у героев все будет хорошо. Это ощущение сказки можно было объяснить возрастом персонажей и их увлечениями, через которые они (а вместе с ними и мы) смотрели на мир. В третьем сезоне братья Даффер всё еще балуются с ностальгической оптикой, но их персонажи всё чаще поглядывают на себя и на мир вокруг с тревогой. А мир этот с его законами и испытаниями требует жертв, и готовность их принести — первый признак взросления.
Читайте также: