РЕЖИССЕРСКИЙ КОММЕНТАРИЙ: «РАССВЕТ МЕРТВЕЦОВ» (1978)

В регулярной рубрике RussoRosso вспоминает фильм «Рассвет мертвецов» (1978). Факты собраны из комментариев, записанных для DVD-издания Джорджем Ромеро, DVD-продюсером Перри Мартином (компания Anchor Bay), Кристин Форрест и Томом Савини.

  1. Джордж Ромеро и его вторая жена Кристин Форрест появляются в камео в ролях работников телестудии в начале фильма. Форрест также сыграла роль зомби-эльфа, а на самих съемках выступила помощницей режиссера. В разных качествах (кастинг-директор, продюсер, ассистент, актриса) она работала с мужем над многими фильмами начиная с «Мартина» (1978).
  2. Ромеро никогда не придавал значения популярности «Ночи живых мертвецов» (1968), так как кино стало культовым и прибыльным не сразу. Он не рассчитывал на такой долгоиграющий успех. Его друзья из Питтсбурга владели торговым центром. Однажды, когда Ромеро гулял по нему, он заметил, что помещения молла с припасами можно использовать в чрезвычайных ситуациях. Это стало основой идеи для сюжета «Рассвета мертвецов» (1978). Вскоре Джорджу Ромеро позвонил Дарио Ардженто и предложил сделать продолжение «Ночи» вместе. Подготовка заняла около трех недель. Крис была уверена, что режиссеру не позволят снимать в торговом центре, но люди охотно шли навстречу Ромеро во всем. Сцены фильма снимались в том самом молле, благодаря которому возник первоначальный замысел. Днем торговый центр работал в обычном режиме.
  3. На момент записи комментариев Ромеро пытался найти финансирование для четвертого фильма серии. Им в итоге стала «Земля мертвых» (2005). Режиссер отмечает, что из-за успеха ремейка «Техасской резни бензопилой» (2003) у продюсеров появился интерес к его идее.
  4. Ромеро больше волновала тема, на которую он хотел высказаться, чем то, как будут вести себя персонажи. Ему также нравилась идея брать на главные роли неизвестных актеров (у трех из четырех главных актеров «Рассвета» практически нет других работ в кино). По словам режиссера, звезды отвлекают от главной идеи. Поэтому он позвал на главные роли актеров, с которыми был знаком.
    <
    >
  5. Сцены со снайперами снимались на крыше дома, где жил Ромеро.
  6. Режиссер попросил Тома Савини сочинить для фильма побольше способов убийств людей (и зомби), так как для сцен в торговом центре можно было придумать неограниченное количество смертей. Савини также исполнял разные трюки.
  7. Голову, в которую в начале фильма стреляют, вообще-то делали для альтернативной концовки, в которой главная героиня кончала жизнь самоубийством, подставившись под лопасти вертолета. Для Савини это стало первым в карьере опытом взрывания муляжа головы. Для своего времени фильм казался очень пугающим. Увидев столько жестокости в начале картины, зрители даже представить себе не могли, что их ждет в конце.
  8. По словам Савини, кровь получилась плохо, но Ромеро считал, что ее цвет показывал нереальность происходящего. Основной задачей для Савини было сделать грим. В итоге он также занимался спецэффектами и даже сделал чучело зомби, когда ему пришла идея сбрасывать их со второго этажа. Постановщик соглашался использовать почти все идеи Савини, который почти не спал, пока работал над фильмом.
  9. На роли зомби брали всех подряд. Так, среди них хватало друзей кинематографистов. По словам Савини, многие актеры напивались в местных барах и изображали зомби, будучи пьяными.
  10. Одного из бунтовщиков в начале фильма играет Джон Эмплас — актер, исполнявший главную роль в «Мартине» Ромеро.
  11. Актриса Гэйлен Росс (Фрэнсин) полностью придумала себе фильмографию, когда проходила прослушивание на роль. Если верить Ромеро, то это было лишним, так как его не волновало, был у нее опыт или нет.
  12. При работе над сценариями Ромеро не прописывал детально, как должны выглядеть герои, если их физические данные не имели особого значения в фильме.
  13. Сцены в кабине вертолета снимали в гараже, но у кинематографистов был настоящий вертолет. В фильме удалось задействовать военную технику. Национальная гвардия согласилась помочь в съемках. В картине даже согласились сниматься настоящие полицейские.
  14. На премьере фильма зрители аплодировали во время сцены, когда одному из зомби сносит голову вертолетными лопастями. Эти лопасти были добавлены в кадр с помощью анимации, а за ящиками находились ассистенты, которые резко сдирали накладку с кровью с головы актера в нужный момент.
  15. В сцене, где Стивен (Дэвид Эмджи) проламывает голову зомби молотком, орудие было резиновым, а на играющем монстра актере крепился пакетик с кровью.
  16. Сценарий во время съемок почти не менялся. Ромеро мог снимать все, как он хочет, а у продюсера Дарио Ардженто было право менять иностранные версии фильма. По словам Ромеро, существует около десятка монтажных сборок. Ардженто считал, что в режиссерской версии было слишком много юмора.
  17. Момент, где герой Скотта Х. Рейнигера Роджер скатывается по эскалатору, был придуман на съемках.
  18. Все саркастичные моменты фильма были заложены уже в сценарии.
  19. Фильмом Ромеро хотел прокомментировать проблему потребительских ценностей. Режиссер считал, что человеку кажется, что в таких торговых центрах ему необходимо все.
  20. Сцены в подсобных помещениях снимали не в молле, а на верхних этажах другого здания в центре города. Там же нашли крышу.
  21. У Ромеро на съемках был график, но буквально по дням все сцены расписаны не были. Работу планировали на несколько суток вперед.
  22. Сцену с убийством отверткой добавили спонтанно. Композитор, режиссер и сценарист Джон Харрисон сыграл в ней зомби.
  23. Фильм отнял много энергии у создателей, но работать над ним было очень весело. На съемках никто не жаловался, даже Савини, который страдал больше всех.
  24. Кинематографисты веселились, наблюдая, как служащие супермаркета натыкались по утрам на зомби (всего монстров было 375). Ромеро казалось, что в кадрах на улице не хватало зомби, он предпочел бы больше. Но ему не нравилась и идея использования CGI для добавления мертвецов в кадре, даже когда технология стала доступна.
  25. Кинематографисты не успевали смотреть отснятый материал в ходе съемок. Сотрудник лаборатории в Нью-Йорке звонил им и говорил, если что-то не получалось.
  26. Ремейк Зака Снайдера (2004) еще не вышел на момент записи комментариев, но Ромеро считал, что он не достигнет успеха оригинала, потому что идея с супермаркетом в конце 1970-х значила гораздо больше.
  27. По словам Ромеро, фильм не стал особенно популярным в США, но имел огромный успех за рубежом. Любимая картина Ромеро в серии, «День мертвецов» (1985), показала себя в прокате еще хуже.
  28. В Питтсбурге было очень много кришнаитов, поэтому в кадре появился соответствующий зомби.
  29. Ромеро показывал актерам, играющим зомби, какое-либо движение и просил повторить. Все играли мертвецов, как могли. Режиссер считал, что лучшим зомби стал один из главных актеров Дэвид Эмджи. Вдохновением ему послужила игра Лона Чейни — младшего в классических «Мумиях» 1940-х (которые вышли уже после оригинальной «Мумии» (1932) с Борисом Карлоффом).
  30. Сцены в лифте снимали в магазине, а в шахте — нет. Бойлерную тоже нашли в торговом центре.
  31. Ромеро не использовал раскадровки — только схемы с примерным движением камеры. Камера в «Рассвете» в основном статична, динамика появлялась за счет монтажа.
  32. Ромеро познакомился с группой Goblin через Ардженто.
  33. Режиссер не считал фильм страшным, а называл его приключенческой сатирой.
  34. Савини хотел, чтобы лицо Роджера-зомби казалось серым, но оно в итоге выглядит белым из-за освещения.
  35. Главную героиню специально сделали похожей не манекен в сцене, где Стивен вручает ей кольцо.
  36. Ромеро признавал, что съемки — самый сложный период кинопроизводства, а монтаж — его любимая часть.
  37. Кинематографисты снимали настоящих байкеров и даже смогли им немного заплатить. Их лидера сыграл Савини, которому Ромеро предложил роль прямо на съемках и разрешил импровизировать.
  38. Крис считает, что бой с пирогами вышел дурацким.
  39. Ромеро не нравился слоу-моушн, но он жалеет, что не использовал его в кадрах, где байкер проезжает сквозь стекло на мотоцикле. Разумеется, Савини исполнил трюк сам и здорово ушибся.
  40. В процессе съемок Ромеро так полюбил персонажей и достаточно веселый тон фильма, что поменял финал и сделал относительный хеппи-энд. Изначально Питер (Кен Фори) и Фрэнсин кончали жизнь самоубийством.
  41. Ромеро и Савини шутили, что выжившие персонажи «Рассвета» и «Дня» могут отправиться на Ямайку и бороться друг с другом за контроль над островом.
  42. По словам Савини, если человек родился в Питтсбурге, то одно из его желаний — сыграть зомби в фильме Ромеро.
  43. Режиссер хотел использовать марш в качестве музыки в конце фильма.
Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
WordPress: 14.4MB | MySQL:219 | 0,719sec