Режиссерский комментарий: «Прометей»
Продолжая готовиться к выходу новой главы «Чужого», RussoRosso посмотрел предысторию всей франшизы — «Прометея» с записанными комментариями Ридли Скотта и двух сценаристов фильма — Джона Спэйтса и Дэймона Линделофа.
- С момента появления разговоров о проекте до записи комментариев для DVD и Blu-ray прошло два с половиной года, что безумно быстро для такого масштабного проекта.
- По словам Ридли Скотта, режиссер, оператор и художник-постановщик (на «Прометее» в этом качестве выступил его постоянный соратник Артур Макс) составляют главную творческую пирамиду фильма.
- Название фильма придумал и протащил Дэймон Линделоф. Скотт сначала был против, считая его претенциозным и труднопроизносимым. В сценарии Джона Спэйтса корабль назывался «Магеллан». Линделоф выбрал аллюзию к греческим мифам, потому что считал, что глава корпорации Питер Вейланд пытается найти бессмертие у своих создателей, а Прометей украл у создателей огонь.
- Согласно греческой мифологии, Прометей пошел против богов и был наказан самым варварским способом: его внутренности каждый день клевали орлы, а на следующее утро у него появлялись новые — и все повторялось. В центре фильма — история о вызове богам.
- В сценарии Спэйтса Вейланд появлялся только в прологе и его задачей было узнать технологию терраформирования у инженеров и заработать на ней много денег. Линделоф поменял его цель на поиск вечной жизни.
- Скотт собирался показать Питера Вейланда молодым в сценах его снов, в которых он был в расцвете сил и катался на яхте в окружении девушек. Про героя Скотт говорит так: «Он сам всего добился. Высочайший интеллект, отличное образование, скорее всего, британец». Режиссеру очень понравился Гай Пирс в фильме «Король говорит!» (2010), так что он пригласил актера сыграть главу корпорации. Оба сценариста остались недовольны этим выбором, потому что Пирс молод и физически крепок.
- Спэйтс считает, что главным дополнением Линделофа к его версии сценария стало количество инопланетных созданий. У Спэйтса были традиционные лицехваты, грудоломы и ксеноморфы. Линделоф попытался уйти от традиционного фильма про Чужого. Он также сократил вступление, вставив всю экспозицию в речь археологов перед командой. Линделоф привык так делать, работая на сериале «Остаться в живых», где так же избавлялся от экспозиции. Он признаёт, что люди ненавидят его за это, так как шоу стало очень запутанным.
- Съемки шли 82 дня, что «не очень много для фильма с 3D и спецэффектами».
- Открывающие кадры фильма сняты в Исландии, неподалеку от Рейкьявика. Там Скотт нашел первобытный ландшафт, где нет деревьев, но есть лишайник и тундра. «Камень и вода».
- Скотт считает, что «Прометей» — фильм о созидании и разрушении. «Чтобы создать что-то, нужно сначала разрушить» — так, по словам Скотта, говорил Иосиф Сталин.
- Режиссер думал сделать корабль в форме диска, чтобы зрители не слишком обращали на него внимание. А корабль инженеров Скотт называет круассаном.
- Скотта всегда удивлял внешний вид «Аполлона-11» (в ходе полета которого американцы совершили посадку на Луну. — Прим. RussoRosso). По мнению режиссера, корабль напоминал медный чайник.
- Спэйтс считает, что «Прометей» может быть технически более совершенным, чем «Ностромо», хотя действие фильма и происходит до «Чужого». Он объясняет это тем, что «Ностромо» — грузовой корабль и мог использоваться и 150 лет.
- Режиссер хотел продать продакт-плейсмент водочным компаниям Smirnoff и Grey Goose, но бренды отказались. Он считает, что зря, «потому что это фильм на века».
- Шрифт лого с названием фильма отсылает к оригинальному «Чужому» (1979), где также использовалась комбинация прямых линий, похожих на иероглифы.
- Работы Гигера использовались для коридоров. Он также сделал несколько рисунков для фресок на корабле инженеров.
- Скотт считает, что «Прометей» не сиквел и не приквел: «Это фильм с ДНК “Чужого”».
- Синтетик (так сами андроиды называют себя во франшизе) Дэвид в иполнении Майкла Фассбендера — своего рода дворецкий и стюард на «Прометее». Спэйтс дал андроиду имя Дэвид, чтобы продолжить алфавитный порядок синтетиков в фильмах франшизы: A — Эш, B — Бишоп, C — Кол (Ash, Bishop, Call). Он также хотел провести аллюзию на статую Давида работы Микеланджело, которая вдохновила дизайн инженеров.
- «Лоуренс Аравийский» (1962) пришел Скотту на ум, когда он взял в фильм Фассбендера. Дэвиду нравится Лоуренс, потому что он также может быть бесчувственным и бездушным.
- Скотт считает, что у Дэвида потрясающее чувство юмора, которое проявляется в том, как он строит предложения. Скотт показал Фассбендеру для вдохновения фильм «Слуга» (1963) Джозефа Лоузи. Актер придумал андрогинный подход к роли — захотел добавить персонажу женственности.
- По словам Линделофа, «Прометей» рассказывает ту же историю, что и «Бегущий по лезвию» (1982). Там репликант искал своего создателя, чтобы продлить себе жизнь, а тут этим занимается Вейланд. Сценарист признается, что хотел создать некий мэшап.
- Действие «Прометея» происходит на планете LV-223, а «Чужого» — на LV-446.
- Линделоф не хотел рассказывать, что случилось на планете LV-426 до того, как туда прибыли герои первого «Чужого». Согласно его замыслу, «Прометей» может быть историей, никак с этим не связанной.
- История Космического жокея стала точкой старта в создании «Прометея». Скотта всегда удивляло, что никто в сиквелах не пытался рассказать, кем он был.
- Дэймон Линделоф не говорит однозначно, происходит пролог «Прометея» на Земле или нет.
- Пролог содержал диалог между инженерами. Эпизод был снят и позже включен в удаленные сцены. Кинематографисты пришли к выводу, что разговор лишал персонажей загадки. По этой же причине был вырезан диалог между Дэвидом и инженером в конце фильма.
- Внешний вид грузовика проектировался с нуля. У него восемь колес, высокие шасси и 11 тонн веса. В его основе — русский армейский транспорт.
- Скотт сам придумал идею красного шара, который создает карту местности. Такое изобретение показалось ему логичным в будущем.
- Скотт ненавидит слово vision («видение»), но признается, что свое видение у него есть и он четко знает, что хочет получить. Многим не нравился стол с голограммами, который он придумал, и, по его словам, ему пришлось встать и сказать: «Это то, что я хочу! Пошли в жопу!» Так он для себя определяет одну из задач режиссера.
- Скотт считает, что люди смогут жить на Марсе, когда научатся терраформированию. По его словам, если бы Джона Кеннеди не убили, у американцев уже была бы на этой планете база и 9 000 человек персонала. В 2015-м Скотт выпустил сайфай «Марсианин», в котором герой Мэтта Дэймона выживал в одиночестве на этой планете.
- На съемках «Чужого» подразумевалось, что Космический жокей — это скелет, а в «Прометее» объясняется, что его видимая оболочка — скафандр.
- Фильм снимали в «павильоне Бонда» (один из самых больших павильонов в мире; находится на студии Pinewood. — Прим. RussoRosso). В нем можно припарковать два самолета Boeing 747.
- На «вазы» с черной жижей было налито кукурузное масло со спиртом, а внутри спрятали колонку. Ее включали на полную мощность — и смесь формировала разные узоры. Никакой компьютерной графики, по словам Скотта, не использовалось.
- Линделоф считает, что решение Холлуэя снять шлем — оммаж «Близким контактам третьей степени» (1977), где герой Ричарда Дрейфусса снимает газовую маску, чтобы показать, что опасности нет.
- Скотт снимал концовку в начале работы над фильмом — так с точки зрения бюджета было экономнее.
- После основного съемочного периода были четырехдневные пересъемки, во время которых режиссер сделал две новые сцены, которых прежде не было. Одной из них стала сцена археологического открытия в начале фильма, в которой зрители впервые видят Шоу и Холлоуэя. Этот эпизод был в сценарии, но Скотт поначалу не стал его снимать, решив начать действие в космосе.
- Скотт говорит, что в сайфае ему всегда нравится, что можно сказать нечто вроде: «Давайте воткнем эту штуку ему в голову и заставим его нервную систему думать, что тело живо», — и зрители поверят.
- Режиссер хотел, чтобы зрители думали, что персонаж Шарлиз Терон тоже робот.
- Скотт верит в существование инопланетян.
- Мутировавший червь управлялся тросом и был «реальным спецэффектом».
- По словам Скотта, инженеры создали бомбы, чтобы с их помощью убить человечество.
- У Скотта была идея, что у синтетика из первой части тугие сочленения суставов, поэтому Эш периодически бегал на месте и дергался.
- На съемках сцены с голограммами были только Фассбендер и декорация зала. Скотт поставил ему альбом Pink Floyd The Dark Side of the Moon («Темная сторона Луны») и снял сцену под эту музыку.
- Скотт смотрел оригинальную шведскую «Девушку с татуировкой дракона» (2009) пять раз. Ему так понравилась Нуми Рапас «в образе панка», что он ожидал, что и актриса будет похожа на Лисбет Саландер, но на встречу «пришла элегантная красивая женщина». Скотту понравилась ее игра, особенно пластика. Режиссер считает, что талант Рапас развился благодаря многолетнему опыту работы в театре.
- Скотт знает, куда ставить четыре камеры сразу, поэтому ему удается снять сцену целиком с одного дубля. Так была сделана сцена «кесарева сечения».
- Режиссер считает, что на съемках нужно во всем идти до конца. Вырезать «жесть» можно всегда.
- В первой версии сценария Спэйтса Холлуэй случайно падал на яйцо Чужого, засмотревшись на голограммы, после чего его атаковал лицехват. Позже, когда он занимался любовью с Шоу, из него вырывался Чужой. Спэйтс хотел таким образом связать секс и насилие, как это часто происходило во франшизе.
- Дэвид заражает Холлуэя инопланетной болезнью по двум причинам. Во-первых, Холлуэй сам хотел получить ответы на свои вопросы. Во-вторых, Вейланд приказал Дэвиду быстрее найти «создателей».
- Сцены возвращения Файфилда (Шон Харрис) на корабль изначально не было в сценарии. Но режиссер решил, что в этой части фильма не хватает экшна.
- Линделоф добавил в сценарий эпизод, где Файфилд употребляет наркотики, чтобы повторить привычный для хорроров троп: торчков убивают первыми.
- Спэйтс больше всего жалеет, что из сценария вырезали заражение главной героини Чужим. В его версии Дэвид находил груз, полный яиц Чужих, подготовленный, чтобы закончить «эксперимент» инженеров на Земле. Между Шоу и Дэвидом происходил конфликт, в ходе которого лицехват откладывал в героиню «личинку». Шоу удавалось попасть в медицинский модуль и достать ее.
- Сценаристы называют эмбрион пришельца худшим ЗППП в истории.
- Спэйтсу нравилась идея, что Шоу удавалось извлечь из себя Чужого, ведь люди умирали из-за разрыва грудной клетки, а не нахождения инопланетянина внутри себя. В его версии сценария Чужой вылезал из медицинской капсулы, а Шоу оставалась там и приходила в себя после операции, наблюдая, как инопланетянин постепенно растет и всех убивает.
- По словам Скотта, только неуверенные актеры переспрашивают на съемках: «Что вы имеете в виду?» Все обсуждается во время подготовки, а ответы можно найти в сценарии. Режиссер должен знать все о декорациях, о костюмах и так далее. Когда Скотт утром приходит на площадку, он представляет, что и как будет снимать.
- Инженер отрывает голову Дэвиду, потому что оскорблен, что нечеловек заговорил с ним.
- Скотт считает, что Рапас в конце фильма похожа на Сигурни Уивер, хотя он не пытался добиться такого эффекта.
- Существо, появляющееся в финале фильма, назвали Дьяконом из-за формы его головы, на которую дизайнеров вдохновила акула-домовой.
«Дьякон» и акула-домовой
- В сценарии Спэйтса Шоу сражалась с ксеноморфом, который вылезал из груди инженера. Линделоф поменял это на поединок между героиней и инженером. Он считал, что фильм о конфликте между созданием и создателем, а не между женщиной и пришельцем.
- Скотт задавался вопросами, боги ли инженеры, и если нет, то где пролегает разница между ними и людьми. Кто их сделал? Зачем? Каков общий план?
- Создание человечества было просто экспериментом для инженеров. Однако Линделоф допускает возможность того, что за этим решением стоит нечто большее. Он не хочет давать четких ответов, объясняя это тем, что любит, чтобы зрители сами отвечали на главный вопрос, поставленный фильмом.