Режиссерский комментарий: «28 дней спустя»

Ревизионистский зомби-хоррор Дэнни Бойла «28 дней спустя» вышел почти 15 лет назад, но в начале февраля режиссер лично пообещал RussoRosso, что зрители еще смогут увидеть продолжение зомби-апокалипсиса. Для DVD-издания оригинальной картины Бойл со сценаристом Алексом Гарлендом рассказали интересные факты.

    1. Дэнни Бойл слегка изменил время вступления музыкальной темы на заставке студии Fox Searchlight.
    2. Открывающие кадры с массовыми беспорядками и насилием были основаны на материалах журналиста Сориэса Самуры из Сьерра-Леоне. Одно время кинематографисты собирались использовать документальную хронику, но решили не показывать настоящие смерти на экране. Все кадры «под хронику» были постановочными.
    3. Фильм снимали в цифровом формате DV, не особо распространенном в кино в 2002 году. Открывающие кадры, как считает Бойл, помогают привыкнуть к другому типу изображения.
    4. Бойл сам писал некоторые диалоги фильма.
    5. Фильм снимался в более-менее хронологическом порядке.
    6. Шимпанзе Джонни нашли в Штутгарте, где в итоге и снимали сцену в лаборатории. Бойл утверждает, что есть только две группы шимпанзе, которые работают в кино: одна в Лос-Анджелесе, а другая в Штутгарте.
    7. Бойлу хотелось, чтобы название фильма казалось просто пояснительным титром. Он намеренно не делал вступительных титров.
    8. Киллиан Мёрфи нервничал из-за того, что ему приходилось играть голым. Бойл даже запретил любые подколы на съемочной площадке.
    9. Режиссер намеренно не включил кадры с трупами на улице, посчитав, что полное отсутствие людей страшнее.
    10. Бойл был рад, что на смену вопросам «Каково работать с Леонардо Ди Каприо (они вместе сделали «Пляж». — Прим. RussoRosso)?» и «Как вы сняли сцену в туалете в “На игле”?» пришел вопрос «Как вы смогли заснять пустой Лондон?». Ответ, согласно режиссеру, вполне ожидаемый: группе разрешили на очень короткое время перекрыть улицы, кинематографисты работали рано утром и использовали мультикамерную съемку. Движение перекрывали на 90–120 секунд. Бойл считает, что сцены в пустом Лондоне помогли продать фильм зрителям.
    11.  Алекс Гарленд уверен, что в сценах с пустым городом где-то на набережной все-таки можно разглядеть движущуюся машину.
    12. Значительная часть сцен была отснята до 11 сентября 2001 года. Бойл считает, что после трагических событий многое снять бы не получилось. Например, запечатлеть перевернутый автобус прямо около Даунинг-стрит, где находится резиденция премьер-министра Великобритании, точно бы уже не разрешили. Для этой сцены художник-постановщик Марк Тилдесли пообещал, что его команда сможет все убрать за 15 минут, и сдержал слово.
      <
      >
    13. Сцена, где Джим (Киллиан Мёрфи) начинает собирать разбросанные деньги в пакет, была навеяна фотографиями из Камбоджи 1979 года, когда Пол Пота выгнали из Пномпеня. На улицах валялись деньги, от которых не было толку. Бойл и его команда собрали большое количество материалов такого рода, это помогло визуально обогатить сюжет.
    14. В эпизоде, где у машины неожиданно срабатывает сигнализация, изначально не должно было быть музыки. Но в итоге все же было решено использовать на фоне трек East Hastings канадских анархистов Godspeed You! Black Emperor, чтобы у зрителей от резкого звука не случился сердечный приступ.
    15. Идея огромного стенда с объявлениями основана на реальных событиях, произошедших в Китае. После землетрясения 28 июня 1976 года в Таншане были разрушены все средства связи, и до их восстановления людям приходилось расклеивать записки в публичных местах.
      <
      >
    16. Смотрителю церкви не очень понравилась идея написать: «Покайтесь. Конец охрененно близок» — на стене, но разрешение все же было получено.
    17. Трупы сложили в церкви после того, как прочли о такой практике в Руанде. Многие из этих «трупов» — студенты-добровольцы, которые специально пришли сняться именно в этой сцене. Каждому из них дали по чашке чая в качестве оплаты. Денег на настоящую массовку не хватало.
    18. Тоби Седжвик, сыгравший инфицированного священника, устраивал воркшопы по движению для остальных актеров, игравших зомби.
    19. Взрыв на бензоколонке стоил 250 000 фунтов и был одним из самых дорогих спецэффектов в картине. Бойл шутил, что никто не стал бы делать скидку на то, что фильм британский, — зрителям нужен взрыв, как в боевиках Мела Гибсона. Взрыв снимали на множество камер, а монтажер Крис Гилл умело соединил кадры.
    20. Бойлу нравится, что Селена и Марк питаются шоколадными драже Maltesers, колой и другой нездоровой пищей «с бесконечным сроком годности».
    21. Кинематографисты получили разрешение снимать на железной дороге, что в Британии очень редко удается сделать.
    22. Оператор Энтони Дод Мэнтл настоял на том, чтобы у дома родителей Джима был припаркован Volvo, потому что долгое время жил в скандинавских странах.
    23. С помощью музыки Бойл хотел показать «культуру и историю Англии, которая уже исчезла».
    24. Трупы родителей Джима — реалистичные манекены, правдоподобию которых Бойл не уставал удивляться.
    25. Режиссер не был уверен, что фото, на обороте которого родители Джима оставляют ему предсмертную записку, стоит оставлять в фильме. Однако рискнул, решив, что у зрителей нужно вызвать определенный эмоциональный отклик.
    26. Сцену разговора в доме Джима было сложно снимать: в ней люди постоянно говорят и дается много информации. Визуально Бойл и Дод Мэнтл попытались добиться ощущения, будто лица персонажей вдавлены в экран. Это должно было показать тяжесть пережитого людьми зомби-апокалипсиса.
    27. На определенном этапе разработки сценария Гарленд думал, что Селена (Наоми Харрис) может сблизиться с персонажем Кристофера Экклстона, поскольку они оба прагматики. Но персонаж Селены к концу фильма изменился — и схожесть ушла.
    28. Марку (Ной Хантли) перед смертью дается большой монолог, чтобы зритель успел эмоционально привязаться к герою.
    29. Один из флешбэков, снятый на камеру Super 8, снимали в саду у дома Бойла.
    30. Сцена неожиданного нападения в доме Джима задает тон фильму: зритель понимает, что везде небезопасно.
    31. Многие сцены снимали в районе Доклендс, власти которого были очень дружелюбно настроены к кинематографистам. Там, по словам Бойла, Лондон выглядит более современным и пластиковым.
    32. Бумага, разносимая ветром, как посчитал режиссер, — дешевый и практичный способ показать изоляцию и постапокалиптический мир.
    33. Диалог Джима и Селины о любви давали читать актерам во время кастинга.
    34. Бойл очень твердо настоял в одной из сцен на том, чтобы вся крыша многоэтажки была заставлена ведрами. Просьбу смогли выполнить буквально в последний момент.
    35. На сцену разговора персонажей на балконе Бойла вдохновила диснеевская «Фантазия» (1940). Из нее перешла музыкальная композиция Ave Maria в аранжировке композитора фильма Джона Мёрфи. По словам Гарленда, реплики Ханны в конце этой сцены плохие — они как будто взяты из плохой телевизионной драмы.
    36. Сцену в туннеле, когда герои едут на такси по крышам брошенных машин, было тяжело снимать: выхлопные газы заполнили все пространство. Но Бойл был очень рад, что группе позволили работать в настоящем, хоть и закрытом туннеле. Режиссер признался, что момент, когда у героев пробивает шину, — ужасное клише, но посчитал, что не следует бояться их использовать, потому что зрителям они как раз нравятся. На съемки сцены ушло два дня.
    37. Странный кадр с цветами под Ван Гога Бойл оставил просто потому, что он ему нравится. Режиссер посчитал, что не все должно быть логичным и рациональным.
    38. По словам Гарленда, если бы у фильма был бюджет покрупнее и он снимался для более широкой аудитории, то главный герой не смог бы убить битой зараженного ребенка. В этой сцене можно услышать, как мальчик произносит: «Я тебя ненавижу». Зараженные постоянно что-то бормочут на протяжении фильма, но Бойл сделал слышимой именно эту реплику.
    39. Идея семьи очень важна для фильма. Фрэнк (Брендан Глисон) становится своего рода фигурой отца для Джима. Другой такой фигурой становится персонаж Экклстона.
    40. Бойл сформулировал идею фильма как «Ад — это отсутствие других людей» (в противовес формуле Жана-Поля Сартра «Ад — это другие»).
    41. Сцена заражения персонажа Брендана Глисона, в которой капля крови попадает ему в глаз, была написана довольно поздно. Сначала планировалось, что на него нападут зараженные собаки, но такое решение дорого обошлось бы продюсерам.
    42. Бойл хотел сделать дом, где живут солдаты, женственным местом. Режиссер назвал его «загородным домом Джейн Остин». На самом деле особняк был построен в первые годы XIX века для лорда Горацио Нельсона, но тот так и не успел в нем пожить, погибнув в Трафальгарском сражении.
    43. Директор магазина Budgens был фанатом фильма «На игле» и в обмен на постеры с автографом разрешил снимать в магазине ночью. Помещение не освещали специально, свет там — от собственных неоновых ламп. Неоновый оттенок убрали на постпродакшне. Гарленд назвал сцену в магазине данью уважения «Рассвету мертвецов» (1978) Джорджа А. Ромеро.
    44. Сцена с Мейлером — зомби на цепи (Марвин Кэмпбелл) — это вторая прямая отсылка к Ромеро. На этот раз — ко «Дню мертвецов» (1985). Мейлер ранее по ошибке появился живым и здоровым в сцене, где герои въезжают на территорию особняка.
      <
      >
    45. Сцена «цивилизованного» обеда солдат навеяна эпизодом из «Апокалипсиса сегодня» (1979). По словам Бойла, даже отличные режиссеры всегда снимают такие сцены одинаково общим планом: «Герои смотрят друг на друга и разговаривают, и все нужно отснять в двойном количестве, чтобы монтажеру было из чего строить динамику сцены. Снимать такие эпизоды скучно и сложно, актерам начинает надоедать, а игра теряет свежесть».
    46. В сценах с зараженными на видеокамерах устанавливалась другая скорость записи кадров. Операторы снимали на Canon XL1, которая позволяет фиксировать бóльшее количество кадров в секунду, чем привычные 24. Благодаря этому изображение почти статично, в результате оно кажется рваным. После психологической трансформации героя Мёрфи в конце фильма его снимали как зараженных.
    47. Девушек в особняке переодели в красные платья, чтоб подчеркнуть тему плодородия.
    48. В сцене, где Мейлера рвет на лежащего под ним солдата, в качестве рвоты использовался сладкий порошковый напиток. Его пускали по трубке, прикрепленной к голове актера.
    49. Бойл считал, что в сценах, где зараженные атакуют своих жертв, ничего особенно жестокого в самом кадре нет: актеры изображают, что сражаются за свою жизнь, а ощущение ужаса создает звук. Гарленд уточнял, что вдавленные в глазницы пальцы все-таки не самое приятное зрелище.
    50. Фильм изначально заканчивался на том, что герои уезжают из особняка на такси. После просмотра материала Fox дала деньги на второй финал — в Озерном краю. Его снимали на пленку, а не на видео, чтобы добавить масштаб и подчеркнуть ощущение надежды.
    51. Истребитель в конце фильма настоящий.
    52. Для фильма сняли и другие, более пессимистичные концовки, однако при тест-просмотрах кино казалось слишком тяжелым. Бойл захотел оставить хоть какой-то луч надежды: во всех альтернативных концовках Джим погибал.


53. Среди дополнительных материалов фильма есть раскадровка другого варианта развития событий, в котором не было никаких солдат. Селена, Джим, Ханна и зараженный и связанный Фрэнк приходили в лабораторию, показанную в начале картины, где узнавали, что зараженного можно спасти, если полностью перелить ему кровь. Группа крови Джима совпадала с группой крови Фрэнка. Он жертвовал собой ради него. Бойл отказался от этого, посчитав, что излечить от вируса, полностью перелив кровь, невозможно.


Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
  • Sergey Korneev

    Помню, с каким скепсисом отнёсся к фильму. Ну, что, очередная скучища про зомби. Но… услышал рекомендацию к просмотру по каналу «Культура». Был уверен, что уж на «пятой кнопке» плохого не посоветуют. Тут же позвонил однокласснику и договорились прогулять школу в кинотеатре )))

WordPress: 14.44MB | MySQL:221 | 0,759sec