«Над глубиной: Хроника выживания»: Трое в клетке
Акулы снова в российском прокате. RussoRosso разбирает новый псевдодокументальный фильм, в котором глуповатые персонажи пытаются спастись от морских хищников.
«Над глубиной: Хроника выживания» / Cage Dive (2017)
Режиссер: Джералд Рашионато
Сценарий: Джералд Рашионато, Стивен Листер
Оператор: Эндрю Бамбах, Джералд Рашионато
Продюсеры: Чарльз М. Барсамиан, Рана Джой Гликман, Джейк Грэй и другие
Дистрибьютор в России: «Люксор» (в прокате с 17 августа)
Трое американцев — Джефф, его девушка Меган и брат Джош — приезжают в Австралию. Молодые люди собираются поучаствовать в экстремальном реалити-шоу. А для этого нужно записать видео о том, почему именно они самые достойные кандидаты. Джош исправно документирует все происходящее — от купаний до вечеринок, — но главное событие впереди: троица собралась нырять в специальной клетке в воды, кишащие акулами. По законам жанра, появившаяся из ниоткуда волна (реально существующий феномен) топит судно, оставляя людей один на один с прикормленными хрящевыми рыбами.
Триквел «Открытого моря» (от номерного названия отечественные локализаторы отказались) возвращает серию в лоно found footage, но делает это крайне неряшливо. Надо сказать, что и первый фильм был далек от идеала, но честно держал жанровые рамки и являл зрителю самых настоящих акул, да и депрессивный тон был ему очень к лицу. «Хроника выживания» с первых кадров берет серьезную мину, дескать, кадры, которые вы увидите, действительно найдены в недрах океана. Данный прием перестал работать еще на первом «Паранормальном явлении» (2007), а дисклеймер в финальных титрах «Все события и персонажи вымышлены» кажется неостроумной издевкой. Хотя проблема картины, конечно, не в этом.
Сегодня found footage переживает не просто сложные времена — он вымирает. Об этом во весь хобот трубят отзывы критиков, не менее красноречивы посты простых смертных, багровый цвет оценок на кинодатабазах тоже не добавляет позитива. И началось это не сегодня и даже не вчера. Возможно, жанр еще можно дефибриллировать, но пока он лишь дергается в агонии, а каждый выходящий фильм становится еще одной складкой в саване. Учитывая вышесказанное, остается лишь шевелить ушами от удивления: сколь простодушно Рашионато обращается со своим зрителем!
Пробуксовки с подачей сюжета начинаются почти сразу: если бы не зловещие надписи «Осталось столько-то дней до погружения», можно было бы запросто раствориться в уездной «Санта-Барбаре», прямолинейно разыгранной персонажами. Но когда «Хроника выживания» переходит к действию, все становится еще хуже. Found footage мало что может предложить с точки зрения визуала. Его конек — атмосфера и приемы, определяющие степень погружения. Стоит пренебречь правилами игры — и атмосфера рассасывается, словно радуга. Что мы и имеем: монтажные склейки по динамике тяготеют к боевику, но при этом жутко неаккуратные (не иначе как рыба-пила обрезала). Особо серьезные, по мнению режиссера, моменты последовательно выделяют характерным глубоким звуком, почти переходящим в дроун, — можно было и полноценный score пихать, чего мелочиться. А без фирменного антуража жанра остаются лишь посредственные актеры, настоящее буйство алогичности, граничащей с идиотизмом (будет вам одна сцена, от которой руки сами начнут всплескиваться от негодования), грустные компьютерные рыбы.
«Над глубиной» пытается выплыть за счет всплеска хайпа вокруг акул, начатого «Отмелью» (2016) и продолженного «Синей бездной» (2017), но беззубая режиссура и игнорирование канонов жанра тянут ленту на дно. Там она, возможно, и прокормится мелкой живностью (все, конечно, печально, но бывало и хуже), однако выплыть ей уже не суждено. Быть может, когда-нибудь ее труп прибьет к какому-нибудь прибрежному городу «акульим торнадо». Ну и пускай себе плавает, не будем ее трогать.