То самое «Заклятие»: история возникновения и развития известной хоррор-вселенной
«Заклятие» Джеймса Вана до сих пор остаётся культовым хоррором, который, кажется, посмотрели все. Этот фильм ужасов не покидает всевозможные списки и топы и прочно вписался в историю кинематографа, а его вселенная продолжает расширяться. Осенью в мировой прокат вышла уже вторая часть его спин-оффа «Проклятие монахини», а 27 октября на Apple TV+ состоялась премьера документального проекта «Энфилдский полтергейст», рассказывающего реальную историю, подарившую сюжет второму фильму вселенной. Геннадий Гусев напоминает, кто такие Уоррены, как их история оказалась на больших экранах, став событием для всего мира, и что ждёт эту вселенную в будущем.
В сентябре в зарубежный прокат вышел хоррор «Проклятие монахини 2». Это уже восьмой фильм из медиафраншизы «Заклятие». В неё входит как основная серия фильмов, старт которой дала одноимённая постановка австралийского режиссёра Джеймса Вана в 2013 году, так и спин-оффы об ужасной кукле Аннабель и демонической монахине. Есть ещё картина «Проклятие плачущей», но она, как правило, выходит за рамки канона.
Но в чём причина популярности вселенной? Как картинам, которые, казалось бы, должны быть интересны только узкой категории зрителей, удалось заработать в мировом прокате более $2 млрд.?
Чтобы ответить на эти вопросы, вспомним, с чего всё начиналось.
Досье Уорренов: основано на реальных событиях
Первоначально у Warner Bros. Pictures и New Line Cinema не было планов на долгоиграющую франшизу. Продюсер Тони ДеРоза-Грюнд («Сабрина — маленькая ведьма») вынашивал идею разработки проекта с 1993 года и хотел сделать фильм, основанный на реальной истории семьи Перронов.
Когда зимой 1970 года супруги Роджер и Кэролайн Перрон вместе со своими пятью дочерьми переехали в новый большой дом, всё сразу пошло не так. Поместье Арнольдов в Харрисвилле, штат Род-Айленд, оказалось совсем не таким приветливым местом, каким ожидали его увидеть новые хозяева.
Почти сразу в особняке начали происходить сверхъестественные события. Предметы перемещались сами по себе, в доме слышались посторонние голоса, и уже очень скоро девочки и их родители начали замечать злых духов.
Тогда Кэролайн исследовала историю поместья и обнаружила, что на протяжении восьми поколений он принадлежал одной семье, многие из членов которой умерли при загадочных или ужасных обстоятельствах. Несколько детей утонули в близлежащем ручье, один был убит, а кто-то повесился на чердаке.
Будучи не в силах что-либо изменить (сложно сказать, почему Перроны просто не покинули своё новое место обитания), семейство обратилось за помощью к исследователям паранормальных явлений Эду и Лоррейн Уорренам.
Демонологи основали Общество психических исследований ещё в 1952 году и добились в своем деле немалого успеха. Их организация стала первой в Новой Англии группой охотников за привидениями. Популярность им принесло расследование амитивилльского ужаса — истории Рональда Дефео-младшего, убившего свою семью якобы по приказу потусторонних голосов.
Два других известных дела четы Уорренов легли в основу фильмов Вана. Первое касалось Перронов, а второе — Ходжсонов, которые в августе 1977 года тоже столкнулись с необычными явлениями в своём доме. Сейчас этот сюжет знают как историю Энфилдского полтергейста.
Однажды одиннадцатилетняя Джанет стала свидетельницей того, как комод скользит по её комнате. После этого семья начала слышать загадочные звуки, которые ничем нельзя было объяснить.
Сперва они даже подумали, что в их доме скрываются грабители или бродяги, и позвонили в полицию для расследования. Но когда выяснилось, что других людей в здании нет, Ходжсоны обратились к специалистам по демоническим силам.
Уоррены прожили долгую и насыщенную жизнь. Но до выхода полнометражных фильмов о паре дожила только Лоррейн — Эд умер в 2006 году. Женщина скончалась в апреле 2019 года, а перед этим успела стать консультантом нескольких постановок Джеймса Вана.
Олдскульные демоны: оригинальная трилогия
Утверждённый в режиссёрское кресло «Заклятия» Джеймс Ван к тому времени был известен как специалист, умеющий превратить малобюджетный фильм ужасов в международный хит. «Пила: Игра на выживание» и «Астрал» стоили немного, но сумели заработать солидные суммы в прокате.
Приступая к работе над новым проектом, будущий автор «Аквамена» едва ли мог предположить, что его лента станет отправной точкой для хоррор-вселенной, события которой охватывают 29 лет и перемещаются из выжженной солнцем Калифорнии в готическую Румынию и туманную Англию.
Маркетинговая кампания постановки, акцентировавшая внимание зрителей на реальных Эде и Лоррейн, стала одним из факторов успеха «Заклятия». Но далеко не главным.
Использование практических эффектов и отказ от дорогостоящей CGI-графики во многом были обусловлены финансовым фактором. К тому же Ван вдохновлялся классическими фильмами ужасов: «Призраком дома на холме» Роберта Уайза, «Изгоняющим дьявола» Уильяма Фридкина, «Полтергейстом» Тоуба Хупера и другими.
Кроме того, постановщик очень скрупулезно проработал мифологию истории, а также сконцентрировался на стилистических особенностях фильма. «Заклятие» от его современников-собратьев по жанру отличают изысканная операторская работа, изобретательный монтаж и особое отношение к скримерам. В лентах Вана они всегда простые, но неизменно пугающие до дрожи в коленях.
Например, во второй части «Заклятия» появляется кошмарная монахиня. Для создания нужного от её появления эффекта Ван использовал джампскейр — специальный прием, который часто применялся в классических фильмах ужасов, чтобы напугать зрителей, удивив их резкой сменой изображения, обычно сопровождающейся громким и неожиданным звуком.
Во вселенной «Заклятия» Ван не был ни в чём первооткрывателем, но очень органично соединил классические методы работы над хоррорами с современными технологиями, добавив к этому яркую романтическую линию.
Известно, что отношения между Эдом и Лоррейн в реальности были далеко не такими тёплыми, как их показал в своих лентах режиссёр. Именно особая чувственность во взаимоотношениях детективов заставляет зрителя сопереживать героям. А замысловатая и крайне интересная история, в основе которой лежат жуткие легенды, придает сюжету мрачной мистической тональности.
Ортодоксальные ужасы: серия спин-оффов
В следующих фильмах вселенной «Заклятия» фокус внимания сместился с Уорренов на других героев. С одной стороны, новые персонажи оказались не такими интересными, как Эд и Лоррейн, а с другой, это позволило создателям отправиться в захватывающее путешествие во времени и хитроумным образом связать все фильмы франшизы между собой.
Так, события «Проклятия монахини» переносят нас в Румынию 1952 года, действие второй части «Проклятия Аннабель» с подзаголовком «Зарождение зла» развивается в Штатах 1955 года, а первая показывает историю семьи Форм из Санта-Моники 1967 года.
Установить доподлинно год, в котором происходит действие триквела об Аннабель, невозможно — авторы избежали прямых указаний на даты. Понятно только, что сюжет ленты стартует после событий третьего «Заклятия». Значит, это середина семидесятых.
Все постановки из серии спин-оффов сняли другие авторы. Возможно, именно поэтому картины не имели такого критического успеха, который сопутствовал основной трилогии.
Ответвления «Заклятия» эксплуатируют ту же тему и используют те же наработки, что и оригинальные ленты. Находящееся почти всегда за кадром демоническое существо создает перманентное напряжение, тогда как герои неизменно выглядят слабыми и уязвимыми. В саундтреке доминируют минорные ноты и тревожное настроение, а крепкая взаимосвязь персонажей и событий в общем повествовательном пространстве создает ощущение большого мира.
Однако фактическое отсутствие самого Джеймса Вана и исполнителей ролей Лоррейн и Эда Уорренов Веры Фармиги и Патрика Уилсона имеет большое значение.
В новых фильмах вселенной зрители лишились обаятельных героев, за которыми с придыханием следили, а уверенный режиссёрский почерк сменился расплывчатым курсивом Гари Добермана, Дэвида Ф. Сандберга, Корина Харди и других ответственных постановщиков — крепких ремесленников, мастеров, знающих своё дело, но уступающих Джеймсу Вану.
В их картинах больше слэшера, чем паранормального хоррора, а баланс между объяснимым и иррациональным выстроен далеко не так грамотно, как у австралийского мастера.
Само по себе это не делает их фильмы плохими, но в контексте общей мифологии киносериала работает не самым лучшим образом, разбивая мир «Заклятия» на разноуровневые постановки.
Плюс в спин-оффах используются однотипные методы запугивания. Разумеется, с каждым разом придумывать всё новые и новые решения становится сложно. Но Вану в его картинах удалось изящно совместить классические скримеры и собственные неортодоксальные наработки.
Авторский мейнстрим: секрет популярности франшизы
Вселенную «Заклятия» условно можно сравнить с фильмами Кристофера Нолана. И творения Джеймса Вана, и полотна англо-американского постановщика иногда символически относят к интеллектуальному блокбастеру.
Как режиссёр, сценарист и продюсер, Ван обеспечивает своей франшизе надёжный контроль и задаёт эталон, вокруг которого строится мир хоррор-сериала. Несмотря на то, что режиссёр снял лишь два первых фильма эпопеи, нельзя не признать, что он сильно повлиял на развитие вселенной и сформировал привлекательность бренда для массовой аудитории.
Благодаря умело созданной ретро-атмосфере, проработанной мифологии, бережному использованию приёмов классических хорроров и отлично проработанному сценарию, который увлекает с первых секунд просмотра и держит в напряжении до самых финальных титров, «Заклятие» и его сиквелы и приквелы сумели увлечь массового зрителя и не утратить очертаний авторской работы.
Несмотря на то, что спин-оффы уступают в качестве оригинальной трилогии, Вану и его последователям удалось создать вселенную с запоминающимися монстрами и обаятельными главными героями.
Особое наслаждение для киноманов и специалистов представляют заботливо разбросанные авторами то тут, то там разнообразные отсылки и пасхалки.
Помимо вышеупомянутых картин вселенная радует нас уважительными кивками в сторону «Психо» Альфреда Хичкока, «Сияния» Стэнли Кубрика, «Кошмара на улице Вязов 4: Повелителя сна» Ренни Харлина, рассказа Стивена Кинга «Обезьяна» и других произведений.
Также создатели особо отмечают реальную Лоррейн Уоррен — она мелькает на лекции Уорренов в первом «Заклятии» — и фигуру всё того же Кубрика (очень похожего на режиссёра человека можно заметить в прологе «Заклятия 2» — он сидит за столом в открывающей сцене).
Настолько же внимательно Ван и остальные относятся к соблюдению стройности общей сюжетной линии и пересечению отдельных историй между собой. Каждый фильм франшизы интересен сам по себе и, если смотреть их выборочно, то можно получить ничуть не меньшее удовольствие, чем при полном охвате киновселенной.
Во мраке будущего: грядущие постановки
Один из помощников Вана по вселенной, Питер Сафран, описывая грандиозный успех предприятия, говорит: «Мы поймали молнию в бутылку».
Кажется, в бутылке остаётся всё меньше и меньше места. Вселенная продолжает расширяться. Зловещие дома с привидениями, кровожадная кукла-убийца и крайне нечестивая монахиня: главные антагонисты трилогии «Заклятия» и серии его спин-оффов, скорее всего, останутся в прошлом или отойдут на второй план.
Грядущие продолжения должны познакомить нас с новыми демонами, призраками и духами. В разработке находятся четвёртая часть «Заклятия», одноимённый сериал и картина о Скрюченном человеке, одном из злодеев антологии. Однако уход Сафрана на руководящую должность в DC Studios заставил поклонников хоррор-сериала побеспокоиться о героях Уилсона, Фармиги и остальных.
Впрочем, кинематографист успокаивает:
«В разработке находятся невероятные проекты. То, что я видел, выглядит по-настоящему замечательно. Я думаю, наши фанаты будут очень довольны, когда увидят, что делают мои бывшие коллеги».
Вероятно, эти слова — обычная корпоративная этика, но всё же есть вполне обоснованные надежды на то, что новые работы окажутся как минимум крепкими представителями направления и не посрамят честь своих «прародителей».
Джеймс Ван никуда не ушел — он продолжает курировать проекты мира «Заклятия», и есть шанс, что австралийский режиссёр поставит четвёртый фильм франшизы, которая показала, что хорроры могут волновать не только ценителей жанра или подкидывать пищу для работы критикам, но и вполне успешно состязаться в бокс-офисе с признанными титанами индустрии.