Мороженое, пиво и бекончик: за что мы любим «Зомби по имени Шон»
С 25 сентября в российском прокате стартует «Зомби по имени Шон». Хулиганский зомби-апокалипсис Эдгара Райта в прошлом году отметил своё 20-летие. За это время фильм не только обрёл культовый статус, но и оказал огромное влияние на жанр. Кирилл Артамонов рассказывает, почему даже спустя столько лет «Зомби по имени Шон» остаётся образцовым комедийным хоррором.
Ревизионистский взгляд на зомби
Эдгар Райт — дитя видеопроката и массовой культуры. С малых лет он всё свободное время проводил за прослушиванием музыки, чтением комиксов и просмотром фильмов, а первые шаги в режиссуре сделал ещё подростком. Родители подарили юноше камеру Super 8, на которую он вместе с друзьями снимал пародии на любимые фильмы. В 1995 году состоялась премьера дебютной картины постановщика — пародийной вестерн-комедии «Пригоршня пальцев». На тот момент Райту был всего 21 год. Лента не сыскала ни кассового, ни критического успеха, и сейчас фильм вызывает разве что исследовательский интерес: яркий визуальный стиль и фирменный почерк режиссёра ещё до конца не сформировались. Однако комедийный потенциал автора можно было разглядеть уже тогда, несмотря на десяток холостых шуток. Во многом провальный фильм привлек к Райту внимание со стороны создателей скетч-шоу «Ваша бриташа». Вчерашний выпускник стал трудиться на телевидении, где познакомился с Саймоном Пеггом и Джессикой Хайнс. Троица вместе работала над культовым ситкомом «Долбанутые», который и проложил Райту путь в большое кино.
Идея «Шона» родилась на съёмках одного из эпизодов «Долбанутых». Герой Саймона Пегга днями напролёт играл в Resident Evil 2, после чего его мучали кошмары. Концепт моментально оброс мускулатурой: любитель поп-культуры Райт решил соединить конвенциональный зомби-хоррор с классическим ромкомом. Главную роль в фильме исполнил всё тот же Пегг. Компанию ему составил его товарищ по съёмочной площадке «Долбанутых» Ник Фрост, а Джессика Хайнс отметилась эпизодическим появлением.
Если во многом в любительской «Пригоршне пальцев» Райт пародировал спагетти-вестерны Серджио Леоне и Серджио Корбуччи, то в «Шоне» молодой постановщик переосмыслил классические тропы любого фильма про зомби. Название картины Shaun of the Dead отсылает к Dawn of the Dead Джорджа Ромеро. А завязка сюжета о смертоносном вирусе гриппа, развернувшемся в Лондоне, напоминает экспозицию «28 дней спустя» — ещё одного ревизионистского британского зомби-хоррора.
В «Шоне» постановщик изящно высмеивал все штампы, свойственные фильмам про зомби. Если поначалу картина казалась хулиганской комедией, вдохновлённой «Живой мертвечиной» Питера Джексона и «Американским оборотнем в Лондоне» Джона Лэндиса (к слову, одним из любимых фильмов Райта), то к концу предстала острой сатирой на общество потребления. В финале зомби уже не отличить от обычного работника супермаркета или заядлого геймера, проводящего всё свободное время с джойстиком в руке. Уставшие от монотонной рутины персонажи сперва даже не замечают творящийся вокруг хаос. Мир давно сошел с ума, и зомби в нём — наименьшая из проблем.
Запоздалый роман взросления
Помимо того, что в «Зомби по имени Шон» Райт удачно скрестил мелодраматические интонации с классическими зомби-хоррорами, фильм оказался ещё и романом взросления. Главный герой Шон (Пегг) — классический кидалт. Ему 29, он живёт в съёмной квартире с безработным другом-балбесом Эдом (Фрост), который не стесняется своего метаболизма и изображает обезьяну при любом удобном случае. Сам Шон трудится продавцом-консультантом в магазине техники бок о бок с 17-летними подростками, но его всё устраивает. Мужчина уже три года состоит в романтических отношениях с Лиз (Кейт Эшфилд), но до сих пор даже не познакомил её со своей мамой (Пенелопа Уилтон), и после очередной ссоры девушка расстаётся с неудачником. Болезненный разрыв для Шона оказывается концом света не только метафорическим: улицы уже заполонили полчища зомби. Желая вернуть любимую, мужчина готов пойти на рискованный поступок: прорваться через весь город к Лиз и провести вместе с ней время.
Застрявший в детстве Шон вынужден столкнуться с проблемами пострашнее зомби. Герою придётся научиться брать ответственность на себя, просить прощения у близких и признавать собственные ошибки. После в фильмографии Райта ещё не раз будет фигурировать застрявший в детстве персонаж. В кинокомиксе «Скотт Пилигрим против всех» таким оказался сам Скотт (Майкл Сера), а в «Армагеддце» — Гэри Кинг (вновь Саймон Пегг). Именно во время работы над «Зомби по имени Шон» окончательно выкристаллизовался узнаваемый почерк режиссёра.
Это всё ещё смешная комедия
«Зомби по имени Шон» стал открывающей картиной трилогии «Корнетто». Если в первом фильме режиссёр высмеивал конвенциональные зомби-хорроры, то в последующих двух — классические бадди-муви в «Типа крутых легавых» и научно-фантастические блокбастеры в «Армагеддце». Однако именно «Шон» остаётся наиболее популярным фильмом трилогии. Количество визуальных гэгов зашкаливает: кино успевает прикинуться и мюзиклом про двух друзей выпивох, и слэпстик-комедией в духе фильмов Чарли Чаплина и Бастера Китона. Только поскальзываются герои не на банановой шкурке, а на мокром от крови полу.
Помимо прочего, «Зомби по имени Шон» остаётся увлекательным синефильским аттракционом, в котором, помимо «Рассвета мертвецов» и «28 дней спустя», можно заметить отсылки к «Шоу ужасов Рокки Хоррора», «Рэмбо» и даже великому мастеру джалло Лучио Фульчи («Седьмые врата ада»), в честь которого назван ресторан с морепродуктами.
Поженивший между собой ромком, роман взросления и зомби-хоррор режиссёр сделал одну из самых изобретательных комедий, которая навсегда изменила жанр. Уже после были: «Тепло наших тел», «Добро пожаловать в Зомбилэнд», «Реальные зомби» и многое другое. И даже спустя 21 год после премьеры «Зомби по имени Шон» продолжает оставаться образцовой зомби-комедией, в которой жестокие сцены кровавых расправ соседствуют с изощрённым британским юмором. За это и любим.