Сидхарта Тата: интервью с режиссёром индонезийского хоррора «Астрал. Ночной кошмар»
В прокат вышел хоррор «Астрал. Ночной кошмар». Индонезийский режиссёр Сидхарта Тата, выросший на острове Ява, где и происходит действие, рассказывает о создании фильма, работе с командой и ценности личного подхода к созданию проектов.
Как бы вы представили этот фильм зрителям?
Сидхарта Тата: Это уникальный для жанра кинематографический опыт. Ничего подобного в Индонезии ещё не видели, но в то же время это достаточно приземлённая работа, чтобы люди легко могли в неё погрузиться.
Вы указаны как один из сценаристов картины. Насколько вы были вовлечены в процесс?
СТ: Мы вместе с Тьо (псевдоним Амбаридзки Рамадхантьо, сосценариста фильма) разрабатывали сценарий в течение 6-7 месяцев. Тьо — очень интересный собеседник и соавтор. Тьо придумал план истории, а я дополнил его необходимыми деталями. Согласно вселенной фильма, Респати живёт где-то в центральной Яве, где я прожил всю мою жизнь, поэтому я понимаю местных людей: как они говорят, их акцент и прочее. Работать с Тьо было очень эффективно — мы помогали друг другу взглядом со стороны, создавая таким образом связную и насыщенную историю. Тьо выступал как «хранитель» сюжета, а я выдвигал дикие идеи, которые мне хотелось визуализировать.
Фильм называют одним из ваших самых амбициозных проектов. Как бы вы это прокомментировали?
СТ: Мне кажется, что я амбициозен каждый раз, когда берусь за любой новый проект. Кроме того, я хочу повышать уровень своих работ, когда делаю что-то новое. «Астрал. Ночной кошмар» — мой третий фильм, и я вывожу себя из зоны комфорта, чтобы создать что-то отличное от прошлых картин. Здесь я попытался реализовать всё, что не удалось показать раньше. Техническая планка довольно высока, но мы доказываем, что можем это сделать. Я счастлив, что мне повезло с лучшей командой на каждом этапе производства. Именно поэтому «Астрал. Ночной кошмар» должен достичь высот — чтобы привнести новые краски в индонезийские хорроры.
Расскажите подробнее о впечатлениях от работы с вашей командой?
СТ: Они лучшие! Если я могу что-то вообразить, то эти ребята могут это реализовать. Во время прошлых проектов мне пришлось забыть о многих диких идеях из-за недостатка уверенности. Но работая с этими людьми и наблюдая за процессом, я понял, что для талантливой команды нет ничего невозможного. Они дали мне гораздо больше, чем я мог ожидать. Я невероятно благодарен им всем.
А что вы скажете по поводу актёрского состава? Каково было работать со столь разнообразным кастом — от совсем молодых талантов до опытных исполнителей?
СТ: Они все профессионалы. Они выполняли всю домашнюю работу и действительно изучали своих героев. Это было видно ещё на этапе чтения сценария. Актёры задавали много вопросов создателям и даже выходили на улицу, чтобы узнать своих персонажей получше. Такие «бунтарские» методы сделали их исполнение особенно острой. Я действительно счастлив, что они продемонстрировали весь свой потенциал в работе над этим фильмом.
Люди часто говорят, что им скучно смотреть фильмы ужасов, основанные на культуре Явы. «Астрал. Ночной кошмар» — один из таких фильмов. Что бы вы ответили на такое мнение?
СТ: Я сам привязан к яванской культуре, потому что я из Джокьякарты [город на острове Ява — прим. ред.]. Показанная в фильме культура — часть моей повседневной жизни и очень близка мне. Если бы я был, например, Суданцем, я бы показывал истории из суданской культуры. Более того, я думаю, что такие суждения исходят от тех, кто просто хочет увидеть что-то новое. Они могут запрашивать самые разные вещи — разные темы, сюжеты или жанры. И это нормально. Несмотря на это, я считаю, что хоррор с крепкими сюжетом и трактовкой обязательно найдет своего зрителя.
В сегодняшней Индонезии хоррор — лучший жанр, если знать, как им управлять. Люди приходят в кино, чтобы увидеть интересные истории, которые их поразят и захватят внимание во время просмотра с семьёй или друзьями. Каждый раз, когда выходит новый фильм ужасов, мы слышим много недовольных высказываний о том, что на экране нет ничего нового, и как людям всё это наскучило. Но когда фильм сделан хорошо — с интересным сюжетом, правильным подходом и подходящим количеством джампскейров — посещаемость снимет все вопросы. В конце концов, мнения в социальных сетях не отражают мнения широкой публики.
Как вы думаете, что в вашем проекте привлекает зарубежные аудитории?
СТ: Каждый раз когда я создаю фильм, я стараюсь быть особенно честным, насколько это возможно, и использовать самые личные и знакомые мне элементы истории — места, где я рос, языки, на которых я говорю, личный опыт и прочее. Я уверен, что такие вещи, близкие создателю, — это именно то, что побуждает аудиторию — местную или международную — идти смотреть что-либо.
Видите ли вы себя в будущем выдающимся режиссёром фильмов ужасов или у вас другие устремления?
СТ: Я воспринимаю себя, как режиссёра жанра, но я вложу душу в любую историю, будь то ужасы, экшен, триллеры, фэнтези, криминал или что-то ещё, и никогда не забуду получать от этого удовольствие.
«Астрал. Ночной кошмар» уже в кино!
Читайте также:
Встретимся в твоих снах: «Кошмар» и другие фильмы про расстройства сна
Джоко Анвар — лицо современного брутального индонезийского хоррора
Хорхе Торрес-Торрес: камера укажет путь
«Максин XXX»: голливудский финал
Крис Нэш: интервью с режиссёром медитативного слэшера «Нежить»