«Нежить»: чем они заняты в лесу
Фильм «Нежить» (In a Violent Nature) либо западает в душу, либо вызывает недоумение. Это с самого начала понимали и его создатели, стремившиеся снять не зрительское кино, но эксперимент, который им, кажется, удался. О слэшере от первого лица, дебютной полнометражной режиссёрской работе Криса Нэша, рассказывает Алёна Химич.
«Нежить» / In a Violent Nature (2024)
Режиссёр: Крис Нэш
Сценарий: Крис Нэш
Оператор: Пирс Деркс
Продюсеры: Шеннон Ханмер, Питер Купловски, Остин Бирч, Пирс Деркс, Майкл Джеймс Риган, Кэйси Уокер, Нэйт Уилсон
Компания друзей находит золотой медальон в лесу и пробуждает некое человекоподобное зло, которое начинает бродить меж деревьев и лишать жизни всех, кто попадается ему на пути. Согласно легенде несколько десятков лет назад в этих краях были убиты паренёк и его отец, местный рабочий.
Полнометражный дебют Криса Нэша стал вторым современным слэшером, после «Ужасающего», которому удалось добиться успеха. Фильм прогремел на Санденсе и привлек внимание ценителей жанра благодаря нетривиальной подаче и авторскому видению режиссёра.
«Нежить» обладает определённым шармом анахронизма, объединив в себе классические сюжеты о воскресших маньяках из 80-х, ступивших на тропу мести. Драматическая история об умственно отсталом ребёнке, убитом суровыми лесорубами, которые также жестоко расправились с его отцом, сюжетно ничем не отличается от бессмертной классики: «Пятницы 13», «Сожжения» или «Моего кровавого Валентина».
Визуально же фильм не выглядит как типичный слэшер. История Джонни рассказана от первого лица, и на протяжении большей части картины зритель буквально следует за ним по пятам, пока герой обходит лес, наблюдает за жертвами и совершает убийства.
Вдохновлённый ранними работами Гаса Ван Сента, Крис Нэш общается со зрителем через киноязык, вводя в транс долгими планами, статичными кадрами и не свойственными жанру приёмами, полностью абстрагируясь от музыки и делая акцент на качественном саунд-дизайне.
Эстетика кадра выглядит слегка недоработанной — некоторые сцены не совпадают по цветокоррекции, при пролётах иногда трясётся плохо закреплённая к крану камера, а гриму антагониста следовало бы оставаться в расфокусе. Видно, что «Нежить» не располагает большим бюджетом, но Крис Нэш умело использует все доступные ресурсы, чтобы создать атмосферу тревожности.
Одной из самых напряженных становится сцена в лесу ближе к финалу, где героиня из последних сил пытается выбраться из чащи, но всюду слышит шаги своего преследователя. Особого упоминания заслуживают и оригинальные сцены убийств, выполненные с вниманием к деталям. «Йога-убийство» и расправа на лесопилке способны пощекотать нервы даже пристрастившейся к жанру публике. Финал же грамотно переключает фокус с антагониста, выдавая одну из самых напряжённых и реалистичных сцен в слэшере.
«Нежить» хочется назвать авторским слоубёрн-слэшером, оксюмороном хоррор-индустрии, написанным грамотным киноязыком и поданным с большой любовью к жанру, что вновь доказывает то, что слэшер способен существовать в современности.
Читайте также:
Крис Нэш: интервью с режиссёром медитативного слэшера «Нежить»