10 непонятых сиквелов к культовым хоррор фильмам

10 непонятых сиквелов к культовым хоррор фильмам


ХАРАМ

Сиквелы, приквелы, ребуты — за последние несколько десятилетий эти термины превратились в настоящие ругательства. Особенно, для фанатов хорроров. В погоне за лёгкими деньгами, продюсеры превратили в франшизы даже самые заштатные слэшеры. Но больше всего досталось именно легендарным картинам — неповторимые оригиналы превратились в жалкие пародии, от которых отрекаются фанаты и сами режиссёры. Вот только сиквел — это не всегда плохо. Егор Шеремет вспомнил 10 продолжений культовых фильмов, которые пусть и уступают оригиналам, но точно заслуживают найти своего зрителя.


«Дракула 1972» / Dracula A. D. 1972 (1972)
Реж: Алан Гибсон

К 2025-му году граф Дракула успел побывать и в современном Лондоне, и в далёком будущем. Но до 1970-х бессмертный вампир пугал зрителей лишь из глубины времён — создатели картин от Universal Pictures и Hammer Film честно экранизировали роман Брэма Стокера, не давая трансильванскому аристократу пережить XIX век. Всё изменилось в 1972 году, когда режиссёр Алан Гибсон выпустил «Дракулу 1972». Вампир в исполнении Кристофера Ли наконец явился в свингующий Лондон, выпивая модных девушек под бодрый рок-н-ролл. «Подтяжка лица» пошла древнему вампиру на пользу: трендовые кофешопы, быстрые автомобили и полуголые модели прочно вписали Дракулу в героев контркультурного десятилетия.

Но картина Гибсона — это всё-таки фильм от студии Hammer. Потому, в современном Лондоне нашлось место и старым кладбищам с разрушенными церквями, и привычной расчленёнке с маниакальной актёрской игрой Кристофера Ли. Да и возвращение Питера Кушинга к образу профессора Ван Хельсинга явно порадовало поклонников классического «Дракулы» 1958 года.


«Легенда о семи золотых вампирах» / The Legend of the 7 Golden Vampires (1974)
Реж: Рой Уорд Бейкер

Потеря Ли не смутила продюсеров Hammer. В 1974 году режиссёр Рой Уорд Бейкер вернулся к образу трансильванского упыря в картине «Легенда о семи золотых вампирах». Правда, от классических приёмов из хорроров Hammer пришлось отказаться — картину сняли в партнёрстве с легендарной гонконгской студией Shaw Brothers, специализирующейся на фильмах про боевые искусства. Неудивительно, что британские зрители не оценили странный микс из привычного образа Ван Хельсинга и мордобоя в стиле кунг-фу — фильм с треском провалился в прокате, похоронив студию Hammer в многомиллионных долгах.

А вот современному зрителю «Легенда о семи золотых вампирах» точно понравится — Бейкер снял неплохой комедийный боевик в необычном сеттинге, приправив историю о семи вампирских стражах изобретательным экшеном и намеренно китчевым сценарием. Жаль, что спустя пару лет после выхода картины студия Hammer превратилась в банкрота — посмотреть на китайские приключения чудовища Франкенштейна или Мумии было бы очень увлекательно.


«Омен III: Последний конфликт» / The Final Conflict (1981)
Реж: Грэм Бейкер

Кто сказал, что про́клятые дети не растут? Одержимость злыми духами никак не влияет на процесс взросления: мальчик Дэмиен Торн из дилогии «Омен» — лучшее тому подтверждение. В триквеле культового хоррора антихрист дорос до безграничной власти. 32-летний маньяк не только возглавил международный конгломерат, но и стал влиятельным политиком, американским послом. Каждое убийство и каждая нечестная сделка помогают Дэймону достичь заветной цели: взять под контроль весь мир, а затем вручить его своему любимому отцу — Сатане.

Режиссёр Грэм Бейкер решил направить франшизу в новом направлении — превратил сверхъестественный слэшер о мальчике-садисте в политическую сатиру об обезумевшем мультимиллионере, который подпитывает рейгановскую «сатанинскую панику» жестокими убийствами и финансовыми махинациями. Но главная прелесть «Последнего конкфликта» — это не остросоциальный подтекст, а молодой Сэм Нил в роли одержимого Дэмиана. Новозеландский артист позировал перед камерой с выражением такого презрения на лице, что переиграл даже оригинального «Омена» — ребёнка-актёра Харви Стивенса.


«Техасская резня бензопилой 2» / The Texas Chainsaw Massacre 2 (1986)
Реж: Тоуб Хупер

Вопреки распространённому заблуждению, в превращении сиквела «Техасской резни бензопилой» в чёрную комедию стоит винить не жадных продюсеров The Cannon Group, а режиссёра культового оригинала — Тоуба Хупера. Родоначальник слэшера решил, что критики проглядели комедийные элементы в его хитовом хорроре, поэтому в сюжете второй части появились нелепый герой Денниса Хоппера с бензопилой, и новая, куда более озабоченная, версия Кожаного Лица.

Вообще, «Техасскую резню бензопилой 2» можно окрестить эталонным мета-хоррором — Хупер удачно пересобирает собственный сюжет о семейке людоедов, подмигивая понимающим зрителям с помощью гэгов, гиперболизированных сцен убийств и запоминающихся ванлайнеров. Жаль, что зрители окрестили этот комедийный ужас одним из худших сиквелов в истории, а не новаторским слэшером.


«Психо III» / Psycho III (1986)
Реж: Энтони Перкинс

Поклонники хорроров привыкли смотреть на сиквелы к «Психо» Альфреда Хичкока свысока. И очень зря. Да, ни одно из продолжений истории Нормана Бейтса так и не смогло переплюнуть культовый оригинал, но триквел картины прекрасно работает и как независимый хоррор-фильм. Актёр Энтони Перкинс не только вернулся к образу маньяка Бейтса, но и срежиссировал «Психо III», превратив своего персонажа в эталонного героя слэшеров. Постаревший Норман убивает постояльцев мотеля с завидной изобретательностью — толкает с башен, избивает гитарами и, конечно, режет любимым кухонным ножом.

Главное, не стоит относиться к «Психо III» как к серьёзному продолжению картины ХичкокаПеркинс подходит к знаковой роли с заметной долей иронии, придавая Норману черты Джейсона Вурхиса и Фредди Крюгера. К тому же, даже самые скептически настроенные зрители признавали, что актёр мастерски возродил великого злодея, углубив предысторию Бейтмана жуткими воспоминаниями из трудного детства.


«Пятница 13-е – Часть 8: Джейсон штурмует Манхэттен» / Friday the 13th Part VIII: Jason Takes Manhattan (1989)
Реж: Роб Хедден

Большинство фанатов франшизы «Пятница 13-е» солидарны в одном: «Джейсон штурмует Манхэттен» — это худший фильм о злоключениях Джейсона Вурхиса. Поклонники ругают режиссёра-дебютанта Роба Хеддена за затянутый первый акт и полное отсутствие сценарной логики. Негативная реакция на восьмую часть в серии вызывает лишь один вопрос — с каких пор франшиза о бессмертном увальне в хоккейной маске начала считаться примером интеллектуального слэшера? В отличие от «Кошмара на улице Вязов» или «Хэллоуина», слава «Пятницы…» строилась на ярком образе маньяка и кровавых убийствах, а не на мета-комментариях об эпидемии насилия или проработанных главных героях. Восьмая «Пятница» радует совсем другим — изобретательными убийствами, эстетичной операторской работой и старым добрым Джейсоном, с макабрическим удовольствием кромсающим избалованных подростков.

Джейсон превращает обычный круиз до «Большого яблока» в настоящий праздник китч-насилия: сердца сжигаются раскалёнными камнями из корабельной сауны, нью-йоркских бандитов пыряют их же шприцами с героином, боксёрам-новичкам сносят головы одним хуком справа. «Джейсон штурмует Манхэттен» — стильный слэшер с драйвовым синтовым саундтреком, но с глупыми персонажами и неловкими попытками углубить предысторию протагониста. Но карьеру Хеддена уничтожили не хоррор-штампы, а наглая ложь в названии картины — маньяк добирается до Таймс-Сквер лишь в последние пятнадцать минут фильма.


«Лепрекон 5: Сосед» / Leprechaun 5: In the Hood (2000)
Реж: Роб Спера

К началу XXI века Лепрекон успел вдоволь поиздеваться над обитателями деревень, городов и даже космических станций. Режиссёр Роб Спера решил «порадовать» зелёного монстра еще одной интересной поездкой — на этот раз, в недра лос-анджелесского гетто. По сюжету, трио многообещающих рэперов решают отомстить продюсеру Дэдди Мэку — они крадут из его офиса загадочную золотую флейту, способную зомбировать своих слушателей. А заодно нечаянно будят кровожадного Лепрекона, который говорит исключительно в рифму и страсть как любит превращать своих врагов в кучу мёртвого мяса.

«Лепрекон 5» — это чёрная комедия в обертке классического слэшера. Режиссёру пятой части долгоиграющего хоррора не интересны зрелищные убийства и скримеры. Конечно, изуродованных трупов в «Соседе» хватает, но большая часть хронометража посвящена именно юмору. Рэпер Ice-T бродит по закоулкам Южного Централа с комично злым выражением лица, а сам Лепрекон не гнушается провести время в VIP-зоне местного бара, болтая с прекрасными девушками. Жаль, что фанбаза Уорвика Дэвиса не оценила новаторский сплав жанров «Соседа» — фильм получил предельно низкие оценки. Но продюсеров Trimark Pictures не испугала разгромная критика: в 2003 году в кинотеатрах показали удачное продолжение гетто-странствий Лепрекона — «Лепрекон 6: Домой».


«Турбулентность 3: Тяжёлый металл» / Turbulence 3: Heavy Metal (2000)
Реж: Хорхе Монтеси

Хоррор-триллер «Турбулентность» с Рэем Лиоттой и молодым Бренданом Глисоном — сомнительный фильм для запуска целой франшизы. Но кудесники из Trimark Pictures не испугались критики со стороны фанатов, выпустив аж два продолжения картины о безумных убийцах на борту самолёта. Правда, удачным получился лишь триквел с ироничным названием «Тяжёлый металл», сгинувший в пучине «direct-to-video». Увы, картину режиссёра Хорхе Монтеси не оценили даже спонсоры, хотя маэстро хоррор-сиквелов удалось перевернуть сюжет о «смертельном полёте» с ног на голову, подарив поклонникам «Турбулентности» ироничное переосмысление оригинального фильма.

В центре истории картины — рокер Слейд Крэйвен, решивший устроить прощальный концерт прямо на борту самолета. Но яркий рекламный ход оборачивается трагедией. Безумный фанат Крэйвена проносит на борт заряженный пистолет, а затем берёт пилота в заложники. Монтеси сварил из банальной сюжетной завязки настоящую хоррор-кашу, добавив в рецепт триквела садомазохистские секс-сцены и отголоски паники вокруг расстрела школы «Колумбайн». А некоторые фанаты «Тяжёлого металла» и вовсе уверены, что режиссёр сумел предсказать трагедию одиннадцатого сентября — фильм вышел на видео всего за четыре месяца до трагедии.


«Спёкшийся против зловещего Бонга» / Gingerdead Man vs. Evil Bong (2013)
Реж: Чарльз Бэнд

Что произойдёт, если засунуть в один фильм двух самых нелепых злодеев из хорроров 2000-х — зубастого пряничного человечка Спёкшегося и ехидного Зловещего Бонга? Низкобюджетный кроссовер «Спёкшийся против Зловещего Бонга» даёт однозначный ответ — поклонникам ироничного треша стоит приготовиться к лучшим 83-м минутам своей жизни. Бессмысленно пересказывать сюжет очередного опуса от Full Moon Entertainment: похождения забавных монстров упорно не поддаются даже самому поверхностному анализу.

Создатели франшизы приготовили для любителей посмеяться над дешёвой расчленёнкой небольшой сюрприз — Спёкшийся и Зловещий Бонг даже не думали тратить силы на борьбу друг с другом. Вместо ожидаемой дуэли, зрители получили настоящий «броманс»: два исчадия ада решили работать сообща. Оно и к лучшему — мир без Зловещего Бонга или Спёкшегося стал бы невыносимо скучным.


«Кукловод: Самый маленький рейх» / Puppet Master: The Littlest Reich (2018)
Реж: Сонни Лагуна, Томмю Виклунд

Франшиза о кровожадных марионетках «Кукловод» — одна из самых продуктивных в истории хорроров. С 1989 года компания Full Moon Entertainment выпустила 15 фильмов про игрушек-убийц, окончательно загнав некогда успешную серию в бездну ужасов категории D. Спасти «Кукловода» решил С. Крэйг Залер, автор «Костяного томагавка» и «Драки в блоке 99». Сценарист придумывал сюжет «Самого маленького рейха» с оглядкой на тренд постмодернистских хорроров — главный герой фильма прекрасно знает о дурной славе игрушечных убийц, но всё равно пытается продать их на фанатской конвенции.

Мягкий ребут понравился далеко не всем фанатам франшизы — Залер не только изменил имена и характеры садистских игрушек, но и сместил фокус на персонажей-людей. По сути, «Самый маленький рейх» — это типичная чёрная комедия, гротескный юмор которой строится вокруг жестоких убийств, а не сальных шуток. Обидно, что продюсеры серии так и не поняли методологию Залера. Недавний спин-офф франшизы «Повелитель кукол: Доктор смерть» банально невозможно смотреть, настолько скучным и нелепым он получился.


Читайте также:

Анна Романюк, Денис Салтыков и Алексей Свирский о сиквелах, франшизах и ремейках
Топ-5 фильмов про злых кукол

Share on VK
Егор Шеремет

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 12.16MB | MySQL:113 | 1,109sec