Не ешь меня, я тебе пригожусь: Топ-8 фильмов о каннибалах и джунглях
На этой неделе в прокат вышел фильм Джеймса Грэя «Затерянный город Z», где славный своими семейными драмами режиссер будто бы попробовал себя в жанре приключенческого кино. На самом деле приключений там крайне мало и история одержимых исследователей, продирающихся сквозь дебри амазонских лесов, отсылает скорее к классическому фильму Вернера Херцога, но их встреча с племенем каннибалов заставила нас вспомнить о насыщенном, хоть и недолго существовавшем киножанре, совмещающем джунгли и кровожадных аборигенов. Предоставляем вашему вниманию самые зрелищные и скандальные картины на эту тему.
«АГИРРЕ, ГНЕВ БОЖИЙ» / AGUIRRE, DER ZORN GOTTES
(реж. Вернер Херцог, 1972)
1560 год, Перу. Группа конкистадоров под предводительством фанатичного Лопе де Агирре продирается сквозь непроходимые джунгли и сплавляется на плотах в поисках мифического Эльдорадо. Вылетающие из зарослей стрелы прореживают ряды солдат, но Агирре непоколебим — он доплывет во что бы то ни стало, даже ценой жизни дочери, даже если путь его лежит через Стикс. Про удушающую атмосферу смерти и безумия этого фильма Херцога, про взгляд и игру Кински, про его постоянные конфликты во время съемок с режиссером, наконец, про невыносимые условия этих съемок было написано немало. Достаточно сказать, что финал картины воздействует на вас в любом случае, даже если вы ничего до этого про нее не слышали или, наоборот, слышали слишком много.
«АД КАННИБАЛОВ 3» / JUNGLE HOLOCAUST / ULTIMO MONDO CANNIBALE
(реж. Руджеро Деодато, 1977)
Пусть никого не смущает цифра в названии, появившаяся там из-за блажи прокатчиков. На самом деле этот фильм вышел на три года раньше, чем оригинальный «Ад каннибалов» (1980), формально положивший начало людоедскому буму. В действительности тема каннибализма и диких племен поднималась в итальянском эксплуатационном кино уже давно. Моду задал снятый на экзотическом таиландском пленере фильм Умберто Ленци «Человек с глубокой реки» 1972 года с итальянским сербом Иваном Рассимовым. Правда, это скорее китчевая мелодрама в ярких тонах с похожим на отощавшего и ставшего блондином Тарзана Рассимовым и обилием обнаженных прелестей актрисы Ми Ми Лай (кстати, она сыграла с ним еще в паре фильмов на схожую тему). Несмотря на это, там есть племя каннибалов, а также сцены жестокого обращения с животными и героем Рассимова, попавшим в плен к дикарям и нашедшим там со временем свою любовь. Картина Деодато на фильм Ленци совсем не похожа, несмотря на повторяющихся актеров и локации: здесь прежде всего суровый и молчаливый survival movie, где борьба главного героя за жизнь занимает почти весь хронометраж. Прилетевшие на остров Минданао бурить нефть Роберт Харпер (Массимо Фоски) и его друг (Иван Рассимов) натыкаются на опустевший лагерь и следы каннибальского пиршества. Далее их пути разделяются, и Харпер оказывается в плену у племени дикарей, которые сначала пытаются заставить его взлететь, а затем готовят в качестве приманки для поимки крокодила. Конечно же, он решается на побег, прихватив с собой ради компании очаровательную Ми Ми Лай. В фильме нет особенно брутальных или отвратительных сцен, если не считать пары эпизодов, где туземцы потрошат еще шевелящегося крокодила или расплющивают пяткой голову змеи. Зато есть грубый секс и много — пусть и не самых привлекательных — обнаженных тел. Получилось занятное и в меру увлекательное этнографическое кино в стилистике жанра мондо и отсылками к «Робинзону Крузо» и даже «Битве за огонь» (1981) Жан-Жака Анно. Кстати, оригинальное название фильма позаимствовала для своего альбома легендарная грайндкор-группа Impetigo из США.
«БОГ ЛЮДОЕДОВ» / LA MONTAGNA DEL DIO CANNIBALE
(реж. Серджо Мартино, 1978)
В джунглях Марабата в Новой Гвинее бесследно исчезает ученый-энтомолог, отправившийся туда ради племени Пуко. На поиски мужа отправляется его красавица жена (Урсула Андресс) со своим братом-подонком (Антонио Марсина) и профессиональным следопытом Эдвардом Фостером (Стейси Кич). Серджо Мартино снимал отличные джалло, но, как и большинство итальянских режиссеров-многостаночников, пробовал себя во всех жанрах, в том числе приключенческом. Надо сказать, не все получалось у него одинаково хорошо. В «Боге людоедов» друг друга пожирают разные виды животных, а вот сцена каннибализма ожидает лишь тех зрителей, которые смогут досидеть до финала. Надо отметить, он достаточно запоминающийся (каннибалы, пещера со связанной обнаженной Андресс, сцена кастрации, даже карлик), но не делает сам фильм менее скучным. Пожалуй, как раз последние 15 минут «Бога людоедов» и стоит смотреть.
«АД КАННИБАЛОВ» / CANNIBAL HOLOCAUST
(реж. Руджеро Деодато, 1980)
А вот и классика жанра, вызвавшая гул возмущения, ряд запретов в разных странах и волну подражателей. По сюжету профессор Монро находит кинопленки — единственное, что осталось от группы репортеров, отправившихся искать племя каннибалов и сгинувших в джунглях Амазонии. Первый found-footage-фильм шокировал зрителей жестокостью и цинизмом: то, что проделывали озверевшие от безнаказанности цивилизованные дегенераты, заслуживало ровно того наказания, которое они получили, включая изнасилование и насаживание на кол. Посыл однозначен: в каждом цивилизованном человеке скрывается варвар, готовый убивать, грабить и жечь. Достаточно только посильнее поскрести. Деодато вдохновлялся не только cinéma vérité, но и мондо-стилистикой Гуалтьеро Якопетти, Франко Проспери и Паоло Кавары, создавших серию документальных картин эксплуатационного содержания про обычаи народов из разных стран мира. Кинокритик Роджер Эберт считал их работы оскорблением документального кино. Деодато пошел еще дальше, оскорбляя не только так называемый хороший вкус, но и игравших у него молодых и неопытных актеров. Все они как один жаловались, что настоящим адом была именно работа над этим псевдоснаффом. В прошлом году появился крайне любопытный дебютный роман Кеи Уилсон We Eat Our Own, вдохновленный съемочным процессом скандального фильма. Деодато еще раз вернется в джунгли с картиной «Режь и беги» (1985) с чудесными Майклом Берриманом и Карен Блэк — приключенческим боевиком о борьбе с наркомафией в джунглях Латинской Америки. Но это уже немного другая история.
«АД КАННИБАЛОВ 2» («СЪЕДЕННЫЕ ЗАЖИВО») / EATEN ALIVE! /
MANGIATI VIVI!
(реж. Умберто Ленци, 1980)
В этом фильме Ленци есть все слагаемые успеха: изнасилование Ми Ми Лай тремя аборигенами, повторяющее сцену из его же «Человека с глубокой реки»; изнасилование Джанет Агрен деревянным дилдо; избиение кнутом, а также изнасилование и пожирание Паолы Сенаторе; Иван Рассимов в образе демонического лидера культа а-ля Джим Джонс; много распотрошенных людей и животных. Сценарий незамысловат: главная героиня, богатая наследница из штата Алабама, отправляется в Новую Гвинею вместе с мачо-проводником, ветераном Вьетнама, на поиски вступившей в секту сестры. Но главное тут, конечно, не сюжет, а чередующиеся сцены жестокости и деградации. Выживут далеко не все. В следующем фильме своей негласной трилогии Ленци разошелся еще больше.
«КАННИБАЛЫ» / CANNIBAL FEROX
(реж. Умберто Ленци 1981)
Молодой ученый Глория (Лоррейн Де Селле), ее брат Руди (Данило Маттеи) и их слабая на передок подружка Пэт (Зора Керова) отправляются в джунгли и сталкиваются там со своим соотечественником, вконец одуревшим от кокаина садистом и психопатом Майком (Джованни Ломбардо Радице). Он рассказывает им какие-то сказки, но его раненый компаньон признаётся: все это вранье, Майк замучил и убил их проводника на глазах у целой деревни, лучше от него держаться подальше. К сожалению, предупреждение поступает слишком поздно, и Глория со всей компанией оказывается в плену у туземцев-каннибалов. Тем временем из Нью-Йорка за Майком отправляется полиция — как и следовало полагать, он связан с наркоторговлей и убийством. Кроме отрубания пениса и подвешивания женщин на крюках, вонзенных в груди, в фильме есть и другие графические сцены насилия: выкалывание глаза крупным планом или отрубание темечка, чтобы полакомиться мозгами еще шевелящейся жертвы. Про убитых в кадре свинку, черепаху и других животных и вовсе деликатно промолчим. Ленци не стал миндальничать — и в результате фильм был запрещен к показу в 31 стране, а его самого чуть не посадили в тюрьму: слушавший дело судья не мог поверить, что все сцены были сняты при помощи спецэффектов. По сути, Ленци выносит здесь обществу тот же диагноз, что и Деодато годом ранее: никакая цивилизация не может исправить таящуюся внутри человека жестокость; настоящие дикари не туземцы, а мы. И, как и Деодато, он не скупится для этого на средства.
«ДУША» / VINYAN
(реж. Фабрис Дю Вельц, 2008)
Безутешные супруги Жанет (потрясающая игра Эммануэль Беар) и Пауль (Руфус Сьюэлл) не могут поверить, что их маленький сын погиб во время цунами в Таиланде в 2005 году, и сами отправляются на его поиски. Собственно, их путешествие на лодке по реке в самое сердце тьмы составляет сюжет этого артхаусного психологического хоррора бельгийца Фабриса Дю Вельца («Мучение», 2004). Муж пытается противостоять одолевающему жену безумию, но он бессилен. С таким же успехом можно противостоять нескончаемому дождю, который все льет и льет. Гибрид фильмов «Апокалипсис сегодня» (1979) и «А теперь не смотри» (1973) кому-то может показаться раздражающе медленным, но именно из такого мутного и тягучего материала лепятся ночные кошмары.
«ЗЕЛЕНЫЙ АД» / THE GREEN INFERNO
(реж. Элай Рот, 2013)
Оммаж «Аду каннибалов» от создателя «Хостела» (2005) вплоть до посвящения Руджеро и названия (именно так называлась найденная кинопленка пропавших журналистов) радует даже не столько следованием канона жанра, сколько чувством юмора. Группа зеленых активистов летит в Перу, чтобы приковать себя к готовым к вырубке деревьям, а попадает в клетку к дикарям-людоедам — уже смешно. Добавьте шутку с пропеллером и коноплей, большое количество крови и кишок, насмешку над коррумпированными лидерами протестного движения и харизму супруги Рота, актрисы Лоренцы Иззо, — и получится вполне симпатичный и свежий взгляд на некогда заезженную тему.