Модель для сборки: 5 самых экстравагантных воплощений Франкенштейна
В этом году легендарному роману Мэри Шелли исполнилось 200 лет. RussoRosso вспомнил пять необычных киновоплощений этой истории.
Летом 1816 года в домике у Женевского озера собрались всем известные англичане. Ненастная погода, чтение страшных историй у камина, анонимная публикация романа «Франкенштейн, или Современный Прометей». Монстр проник на пленку еще в 1910-м, пусть и в виде алхимического творения. Нас же интересует не «It’s alive!» в миллионный раз, а то, как сильно мутировал старый миф и какие причудливые версии и вариации страшной сказки увидели свет.
Как в старой сказке
Логично было бы отправиться в то самое время, когда Монстра еще не было. Фильм «Готика» (1986) прекрасно справляется с пересказом контекста, в котором родился литературной шедевр. Правда, с одним большим но. В руках британского эксцентрика Кена Рассела потенциально скучный байопик стал безумным карнавалом. В свое время «Невеста Франкенштейна» (1935) начиналась с пролога, где лорд Байрон, Мэри и Перси Шелли вели чинные беседы во время бушующей непогоды. Рассел не стал церемониться с историческими личностями, густо намешав опиумного делирия в каждый кадр.
Полидори (прекрасный Тимоти Сполл) в порыве безумия сбривает свои волосы, Байрон (Гэбриэл Бирн) недвусмысленно ласкает Перси Шелли (Джулиан Сэндз), а Мэри (Наташа Ричардсон) мучается от потери ребенка. Главный Монстр здесь — сюжетная и визуальная истерии, доводящие персонажей до животного исступления. В общем, никакой унылой классики — только секс, наркотики…
Из того, что было
…и рок-н-ролл.
Рано или поздно должен был появится фильм, осмысляющий славные времена расцвета научной фантастики и фильмов категории «Б». Ричард О’Брайен добавил к этим двум составляющим много секса и музыки — так появился мюзикл и главный кэмповый кинокульт «Шоу ужасов Рокки Хоррора» (1975).
Главный герой — разнузданный трансвестит Фрэнк-н-Фёртер — прилетел на нашу планету из Транссексуалии, находящейся в галактике Трансильвания. Тим Карри в чулках и блестящей жилетке (внешне напоминающий одновременно и Валерия Леонтьева, и Бейонсе) шокирует молодоженов, забредших в его мрачный замок, не только нарядами, свободными сексуальными нравами и своим окружением — в его планы входит создание идеального мужчины. Может быть, немного глуповатого, но с телом атлета.
Каннибализм, цепкие песни, Мит Лоуф, атмосфера разврата и веселья — только это уже тянет на культовое кино, но главное, из чего скроен «Рокки Хоррор», — другие фильмы. Ричард О’Брайен и Джим Шармен превращают этот мюзикл категории «Б» в парад отсылок — от пропеваемых в начальной песне (Клод Рейнс как «Человек-невидимка», триффиды, Флэш Гордон) до финальных, где Фрэнк и Рокки карабкаются на башню RKO Pictures — студии, логотип которой красовался перед многими классическими хоррорами 1940-х.
Как на войне
Веселье никогда не длится вечно — другое предлагает нам «Армия Франкенштейна» (2013). Эта стилизация под документальное кино совсем не похожа на архивные видео, а выглядит так, будто реально снята простой современной камерой.
Отряд попадает на засекреченную нацистскую базу, на которой — сюрприз! — орудует внук знаменитого доктора Франкенштейна. Фильм Ричарда Рапхорста берет знаменитого персонажа и переносит его в ту часть истории ХХ века, где ему как будто самое место.
Режиссер ставит ученого в один ряд с нацистскими извергами — правда, с некоторой поправкой: конечная цель барона Франкенштейна — установление мира во всем мире, для чего он и шьет армию из плоти и стали. Одним Созданием дело не ограничивается, их тут десятки, каждое — с запоминающимся продуманным дизайном, достойным очередной игры из серии про замок Вольфенштейн. Человеческие тела на войне — легкодоступное сырье, поэтому появление доктора Франкенштейна в этом месте и в это время не вызывает никакого удивления. Он творит новую сверхчеловеческую расу в отсветах печей Холокоста. Тут можно вспомнить и Лавкрафта — доктор Герберт Уэст (повесть о нем — дурная калька с «Франкенштейна») тоже проводил свои запредельные опыты в окопах большой войны, только уже Первой мировой.
Эта музыка будет вечной
Даже в будущем никуда не деться от истории про Франкенштейна. Последний режиссерский опыт Роджера Кормана «Франкенштейн освобожденный» переносит зрителя в 2031 год, где доктор Бьюкенен (Джон Хёрт) разрабатывает убер-оружие, чтобы прекратить все войны. Побочный эффект — климатические изменения, но главное — временные воронки, в одну из которых и попадает доктор.
Догадались куда? Да, его встретит Швейцария 1817 года, сама Мэри Шелли (Бриджит Фонда) и лорд Байрон (Джейсон Патрик). Это еще одно появление в кино создателей книжного Монстра, но только взгляд из будущего. Главное, что Бьюкенен познакомится с коллегой — доктором Виктором Франкенштейном, на которого он, оказывается, поразительно похож.
Сюжет о безумном ученом, поправшем законы природы и морали, будет оставаться актуальным всегда, пока мы будем твердо верить в безграничные человеческие возможности. И пока машина прогресса будет продолжать двигаться, будет жить и доктор Франкенштейн.
Если бы я знал, что такое электричество
Но совсем не обязательно ученому иметь амбиции Сверхчеловека, он вполне может быть простым монтажником Джеффри Франкеном (Джеймс Лоринц) из Нью-Джерси. После несчастного случая — под газонокосилку попадает его невеста Элизабет Шелли (Пэтти Маллен) — герой вынужден обратиться к чудаковатым экспериментам с планом возродить свою девушку в улучшенном теле. Для этого Франкен отправляется на поиски совершенных конечностей и органов: нью-йоркские проститутки станут отличным материалом для того, чтобы Джеффри снова не был одинок.
«Франкеншлюха» (1990) Фрэнка Хененлоттера — романтичное, несмотря на название, и очень смешное кино. Создатель возвращает к жизни свою Невесту, а та, в свою очередь, воссоздает своего Жениха — и так традиционная пара (Доктор — Чудовище) замыкается сама на себе.
На самом деле очевидно, что все это лишь малая капля в разнообразии франкенштейновских фильмов. Есть смешные пародии, как, например, «Молодой Франкенштейн» (1974), есть анимационные варианты («Франкенвини», 2012) и даже мейнстримные «Монстры на каникулах» (2012). Для тех, кому не хватает обнаженки в «Франкеншлюхе», есть порноверсии старой истории.
Каждый режиссер, отсылающий к произведению Мэри Шелли или его экранизациям, по сути сам становится Виктором Франкенштейном: он кроит из отдельных частей свое кино, сшивает сюжеты и мотивы, уподобляясь то ли алхимику, то ли безумному ученому. И пока эта страсть к созданию нового из старого не угаснет, будет существовать Монстр.
Читайте также: