Авторы RussoRosso вспоминают любимые фильмы про оборотней
18 марта в российский прокат выходит хоррор-комедия «Оборотень», а в начале года исполнилось 40 лет другой классике «оборотнического кино» — 21 января 1981-го в прокат вышла первая часть «Воя», главной вервольф-франшизы. По такому случаю авторы RussoRosso вспоминают свои любимые фильмы про мохнатых чудовищ.
Псы-воины (Dog Soldiers, 2002)
Существует особая категория фильмов, где сходу очевидно, что от самого процесса съёмочная группа получила едва ли не больше удовольствия, чем от результатов. И если по ту сторону экрана тебе удалось проникнуться этим вайбом, то ворчать из-за нелепого сценария или бедных спецэффектов уже как-то совестно. Но когда фильм работает и без всяких поблажек за энтузиазм, то это уже полновесная заявка на обязывающие титулы из энциклопедий.
Обойдемся без нафталиновых регалий и просто скажем, что «Псы-воины» (2002) это до сих пор тот фильм, о продолжении которого Нила Маршалла спрашивают чаще всего (правда, добились страждущие пока что только лимитированного переиздания в 4k).
В своём дебюте он собрал всё, что ему близко и знакомо: отец и дед Маршала были военными, а оборотни казались ему куда интереснее вампиров и зомби. И, как фанат жанра, он засунул в фильм кучу отсылок: от «Нападения на 13-й участок» и «Живых мертвецов» до оставшихся в наследство «трупов» со съёмок «Сквозь горизонт». Диковатый сюжет о солдатах, держащих осаду от стаи ликантропов, мог легко обернуться тестероновой бэшкой-однодневкой, но стал одним из самых заметных хорроров нулевых.
Для съемок актеров тренировали настоящие солдаты Французского легиона, а оборотней играли не каскадеры, а профессиональные танцоры, что заметно добавило клыкастым пластики. Судя по байкам из разных интервью, тренировочный лагерь на площадке часто превращался в подростковый, возможно, поэтому баланс юмора и жестокости в фильме не выглядит искусственно поддерживаемым. И отдельное спасибо Маршалу за то, что настоял на аниматронике, которая состарилась намного лучше компьютерной графики. Сам Маршал охарактеризовал свое детище как «пятничный фильм, который можно врубить, завалившись домой после паба». Действительно, много ли ещё вы вспомните фильмов про оборотней, где с легкостью пожертвовали предысторией про ужасное проклятье в пользу мясорубки чуть ли не с первых кадров? Но впечатляет даже не эта наглость, а сочетание тщательной закадровой проработки, изобретательности и редкой самоиронии.
Анна Романюк
Женщины-оборотни СС (Werewolf Women of the S.S., 2007)
13 лет прошло с того момента, как в кино вышел «Грайндхаус». К «Доказательству смерти» и «Планете страха» можно относиться по-разному, но нас больше интересуют фальшивые трейлеры, которые к ним прикрепили. Лишь два из них получили полнометражные версии – «Мачете» Роберта Родригеса (кстати, мы все еще ждем «Мачете в космосе») и «Бомж с дробовиком» Джейсона Айзенера с неподражаемым Рутгером Хауэром. Остальным повезло меньше: Эдгар Райт и Элай Рот все еще придумывают, как бы объединить свои сюжеты, а Квентин Тарантино уже нашел идею для второй части «Грайндхауса». Однако больше всего из трейлеров впечатляли «Женщины-оборотни СС».
Это те же «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино и «Железное небо» Тимо Вуоренсола только под иным углом – еще более альтернативным, с черствейшим юмора и нежеланием кому-нибудь уступать.
Чего только гитлеровской армии не приписывали, но Роб Зомби для своей истории предположил, что они умели ещё и превращать людей в оборотней. Короткометражка стала переломным моментом в его карьере. Это уже после были жанровые хиты «31» и «Хэллоуин 2007», а здесь для небольшого трейлера отстроили полноценные декорации, использовали галлоны искусственной крови и написали песню для героини Шери Мун Зомби. В кадре кроме нее появляются и любимчик режиссера Билл Моусли, и Удо Кир, а в крошечном камео можно увидеть Николаса Кейджа в роли того самого Фу Манчу.
«Женщины-оборотни СС» – наглая и абсолютно фанатская история, объединяющая любимых фанатами героев, соответствующую эпоху и оборотней.
Дмитрий Бортников
Волк (Wolf, 1994)
«Волк» Майка Николса это второй после знаменитого «Сияния» хоррор в карьере Джека Николсона, он даже начинается так же – с обзора бескрайнего американского дорожного полотна, правда, не со столь головокружительных ракурсов. Ну а дальше сбитый волк, укус, и медленное превращение, никаких сюрпризов.
И в этом отсутствии сюрпризов вся прелесть, лучшие актёры своего времени, режиссёр, пусть и явный ремесленник, но без единого провала в карьере, саундтрек от Эннио Морриконе, все вместе они собрали настолько слаженно работающий механизм, что прикапываться к нему даже как-то неловко. Пусть «Волк» сейчас смотрится ощутимо устаревшим и совсем не пугающим, но даже после нескольких пересмотров из него по-прежнему ничего не вываливается, это крепкая, по-хорошему голливудская работа, тот самый фильм, который можно найти записанным с древнего эфира НТВ на VHS-кассете.
Владимир Бурдыгин
Человек-волк (The Wolf Man, 1941)
На волне успеха «Дракулы», «Франкенштейна» (оба – 1931) и их продолжений, студия Universal дала жизнь «Лондонскому оборотню» (1935). Это был первый масштабный хоррор о людях-волках. Ну, был и был – сегодня о нём почти не вспоминают. А почему? Потому что любой фильм про оборотня — это не просто история о том, как кто-то перевоплотился в мохнатого зверя. Это сюжет о двойственности нашего «я», скрытом желании не быть собой или быть «несобой», не только о внешнем, но и о внутреннем звере. Ну да, вся эта фрейдистская петрушка.
Провели работу над ошибками, и получился «Человек-волк» (1941). Само пространство фильма – уже две параллельных зоны, сознание и подсознание. По правую руку вполне цивилизованный городок с автомобилями, обсерваторией и другими признаками рассудочного мира. Зато по левую – настоящий готический лес, где обжились цыгане-эмигранты: Мария «бывшая артистка МХАТа» Успенская и Бела «граф Дракула» Лугоши – от последнего уж точно добра не жди. А чьи эти сознание и подсознание? Конечно, нашего главного героя. С одной стороны, он парень хоть куда и славный малый. А с другой, слишком уж навязчиво ухлестывает за соседкой-блондинкой. Сегодня бы обвинили в харассменте, но в 40-е некому схватить за руку. И вот, когда благовоспитанные верхи (рассудок героя) еще не могут, а низы (либидо) уже очень хотят, ноги обрастают густой шерстью, а из штанов показывается клыкастое нечто, которое собирается взять то, что ему приглянулось, даже если последствия окажутся самыми печальными. «Трагический персонаж», – говорит о протагонисте один из героев второго плана. Так и есть: актёр Лон Чейни-младший не был человеком лёгкой судьбы. Всё время поёживаясь в тени отца, звезды мистических драм 1920-х, он, тем не менее, прекрасно овладел актерскими приёмами в духе «всё хорошо, но не у меня» и «что же я наделал?!», которые как влитые подошли к его персонажу из «Человека-волка» и его продолжения, «Франкенштейн встречает человека-волка» (1943) – кажется, первого трэш-кроссовера в истории кино. Игра Чейни по-театральному драматична, по-старомодному убедительна, и в этой двойственности, возможно, есть частичка того, кому приходилось заниматься превращениями не только на экране: ведь на самом деле Лона-джуниора звали Крейтон Тулл.
Глеб Колондо
Вой 2 (The Howling 2, 1985)
Стартовавшая с подачи Джо Данте франшиза «Вой» за семь частей (не считая ребута в 2011-м) стремительно деградировала и по-настоящему знаменитой осталась лишь самая первая ее часть. Последующие сиквелы катились по наклонной, несмотря на интересные концепты (вроде русской балерины-вервольфа или детективной интриги, разворачивающейся в стенах венгерского замка) и неплохих актеров (от Кристофера Ли до Брюса Пэйна) стремительно проваливаясь в болото DTV-трэша, причем трэша все более и более скучного.
Но был в этом перечне провалов один ярчайший образчик категории «so bad it’s good», а именно — первый сиквел во франшизе, снятый ныне подзабытым австралийцем Филиппом Мора («Ночной зверь», «Редкая порода»). Кроме второй части, Мора снял также и триквел, про шпионские игры сверхдержав и австралийскую общину вервольфов, но этой картине отчаянно не хватает динамики, которая во втором «Вое» хлещет через край.
Рецепт успеха был предельно прост: использовать все, что показал Данте, но помножить на два. В первом фильме была небольшая колония оборотней — в сиквеле действует целое тайное общество во главе с тысячелетней королевой Стирбой (Сибилл Дэннинг). «Вой» медленно разворачивает сюжет, постепенно добавляя в детективную историю нотки хоррора – «Вой 2» жмет на перемотку вперед, и стремительно забрасывает главных героев в самое логово вервольфов, расположенное, в Центральной Европе (да, в Трансильвании живут не только вампиры). В первой части сексом занимались двое оборотней — во второй нам показывают настоящую оргию вервольфов. И так далее.
Да, спецэффекты сильно отстают от эталонной первой части, диалоги по большей части нелепы, а по меньшей — смешны, да и Кристофер Ли среди местного актерского состава смотрится как античный титан посреди троглодитов — но до чего же весело за всем этим безумием наблюдать! Добавьте еще немедленно западающий в память синт-саунд от группы Babel, обильные потоки крови и столь же обильную обнаженку — получится бодрый, восхитительный в своем безумии сиквел.
Дмитрий Соколов