Call of Cthulhu (2018): Плоть от плоти

Разработка и издание: Cyanide Studio, Focus Home Interactive
Год выпуска: 2018
Жанр: RPG, survival horror, quest
Купить: PC, PS4, Xbox One

1924 год. Эдвард Пирс, бывший военный, а ныне безработный частный детектив с ворохом проблем вроде алкоголизма и ночных кошмаров, наконец-то получает новое дело. Он должен расследовать загадочную гибель семьи Хокинсов, сгоревшей в собственном особняке на острове Даркуотер. К Пирсу обратился отчаявшийся отец семейства, который накануне трагедии получил странную картину от дочери и теперь подозревает, что полиция пытается выставить дело проще, чем оно есть. Оказавшись на острове, Пирс быстро убеждается в обоснованности подозрений: всюду недружелюбные местные, увиливание от ответов и множество загадок.

«Мы живем на тихом островке невежества посреди темного моря бесконечности, и нам вовсе не следует плавать на далекие расстояния»

В отличие от Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, в основе нового проекта лежит одноименная настольная ролевая игра, и российским геймерам это по-своему усложняет задачу: мы не особо знакомы с системой, куда больше рассчитанной на отыгрыш, чем на активные действия. Отсюда и кажущийся диссонанс: ждешь экшна, как в прошлой игре, а тут его практически и нет — даже если экшн и мелькает, то выглядит он очень искусственно. Чаще всего в новой Call of Cthulhu приходится либо разговаривать, либо искать какие-то предметы, пытаясь составить общую картину событий. В этом плане игра скорее напоминает классические квесты с их особенностями вроде пиксельхантинга и решения локальных задачек: иногда важные и не очень предметы и правда будут хорошо спрятаны, но иконка в углу всегда услужливо подскажет, не пропустил ли игрок чего-то важного.

Несколько раз подкидываются и альтернативные развлечения — парочка стелс-уровней и странноватая стрельба. Но, как и говорилось, все это не основа игры. Стелс рудиментарен, а стрельба упрощена донельзя: появилась иконка над головой врага — жмешь выстрел — противник мертв. Это может удивить и даже поставить в ступор, если не принять то, что Call of Cthulhu пытается развлечь чем-то новым, при этом не сильно нарушая основу собственного же геймплея.

«Мне кажется, самая милосердная вещь в мире — это неспособность человеческого разума связать воедино все его составляющие»

Стоит отдельно остановиться на ролевой системе. Вместо традиционных параметров, показывающих физические особенности героев (сила, ловкость, интеллект и прочее), на первое место здесь поставлены навыки: расследование, психология, поиск, красноречие и сила. Все они так или иначе влияют на способности Пирса, которые позволяют открывать новые ветви диалогов или достраивать вещи в голове. Большая часть параметров совершенствуется с помощью очков улучшений, получаемых за выполнение заданий. Лишь два параметра — медицина и оккультизм — улучшаются через поиск предметов: для первого необходимы медицинские книги, для второго — мистические предметы и книги.

Кроме параметров в игре присутствует система рассудка, работающая не самым очевидным образом. Периодически Пирс сталкивается с различными травмирующими событиями, большая часть из которых ожидаемо связана с Древними или их приспешниками. С одной стороны, ухудшение рассудка героя должно вести к печальным последствиям, с другой — это открывает доступ к новым путям и решениям. И, что вполне ожидаемо, влияет на концовку.

«Страх — самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх — страх неведомого»

Если простота геймплея и его несоответствие ожиданиям может отпугнуть, то в вопросах сюжета у игры все в порядке. Как и положено в истории по Лавкрафту, все окажется не тем, чем представляется вначале: герои будут срывать маски одну за другой, враги окажутся друзьями, а монстры возникнут в самых неожиданных местах. Не раз и не два сюжет сделает лихие повороты, при этом история умудрится обойтись без совсем уж откровенных заимствований у писателя. И, несмотря на название, Ктулху здесь ждать не стоит.

Изредка в Call of Cthulhu происходит визуализация того или иного события, но чаще всего Пирс попросту проговаривает вслух саму находку, а не достраивает умозаключения, как это обычно случается в современных детективных играх. Достраивать картину приходится самостоятельно, собирая ее из разрозненных обрывков, которые к тому же имеют свойство меняться с каждой новой сценой.

Впрочем, понимать сюжет в подробностях не то чтобы сильно нужно: даже не раскрыв всех деталей, игру можно пройти без особых проблем, ведь игрока будут вести практически за ручку — только следуй подсказкам да иди по довольно линейному уровню. Действительно сложных загадок в игре нет, лишь пара из них заставит хоть сколько-то поломать голову. Опять же, это тоже трудно записать игре в недостатки: во главе здесь стоит совсем другое — равно как и в ролевом настольном прототипе.

«Человек может играть силами природы лишь до определенных пределов; то, что вы создали, обернется против вас»

Call of Cthulhu слишком смел в своих заявлениях и при этом достаточно робок в их реализации. Игру, конечно, есть за что ругать, но делать этого вовсе не хочется — как минимум из-за захватывающей истории. К плюсам хочется отнести и достаточно интересную интерпретацию наследия Лавкрафта, и разнообразие: при явно стесненных средствах разработчики все же искренне пытались разграничивать на геймплейном уровне части игры. Учитывая вязкую атмосферу с интересно реализованным безумием, получается вещь, актуальная как для поклонников Лавкрафта, так и в целом фанатов для хоррор-игр. Жаль, что ее могут не заметить все остальные.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
  • TLK

    Дмитрий Шиллс, спасибо за обзор. Во всем согласен.) Игра — теплый и уютный не претендующий на золотые лавры, шедевр.(для тех, кто в теме)

  • Александр

    Отличный обзор! И мне — не игроку — захотелось сыграть. Ктулху фхтанг!

WordPress: 12.51MB | MySQL:212 | 0,254sec