«Пока Дьявол не позовет»: Зловещие индонезийские мертвецы

На Netflix вышел уже второй подряд фильм Тимо Тьяджанто — теперь полноценный хоррор. Разбираемся в этом бесхитростном жанровом эксперименте.


«Пока Дьявол не позовет» / Sebelum Iblis Menjemput / May the Devil Take You (2018)

Режиссер: Тимо Тьяджанто
Сценарий: Тимо Тьяджанто
Оператор: Батара Гомпар Сиагиан
Продюсеры: Вики В. Олиндо, Сукдев Сингх, Абимана Арйасатйа и другие
Дистрибьютор: платформа Netflix (доступен с 15 ноября)


Бизнесмен Лесмана (Рэй Сахетапи), захотевший денег и успеха, пускает к себе на порог Дьявола — загадочную женщину в белых одеждах. После обряда с головой козла, локоном волос и свечами Лесмана получает желаемое: с потолка подвала на него начинают буквально сыпаться деньги. Ничего хорошего от сделки, конечно, ждать не стоит: следующие за открывающей сценой титры показывают газетные заголовки, из которых ясно, что за успех придется платить близким Лесманы. Его жена внезапно кончает с собой после того, как бизнесмен оставил ее и дочь Алфи ради другой женщины. В итоге незадачливый Фауст оказывается в больнице из-за неизвестной заразы. Перед койкой Лесманы собирается вся семья: вторая жена Лаксми (Карина Суванди) и трое детей. Повзрослевшая Алфи (Челси Ислан) хоть и недолюбливает бросившего ее отца, приезжает тоже. Ей нужно искать средства на оплату счетов, поэтому скоро девушка отправляется в заброшенный дом — тот самый, где Лесмана когда-то заключил сатанинскую сделку. Нелюбимые родственники тоже приедут осмотреть имущество и по законам жанра не смогут не заглянуть в заколоченный подвал.

Меньше месяца назад Netflix выпустил «Ночь идет за нами» — ураганный и концентрированный боевик, пропитанный духом Рефна и стилистикой индонезийского эксплотейшна. На Fantastic Fest был показан и другой фильм Тьяджанто — неудивительно, что «Пока Дьявол не позовет» тоже появился в библиотеке стримингового сервиса с минимальным запозданием. В отличие от «Ночи», этот фильм — уже чистый хоррор: кучка людей собирается в одной локации, где орудует демон, и то, что они разобщены и недолюбливают друг друга, усиливает сверхъестественное напряжение.

К сожалению, это менее эстетский выход режиссера: «Пока Дьявол не позовет» не может похвастать цветовым разнообразием и изощренными выходками камеры. Хотя это не значит, что фильм снят плохо, просто на фоне «Ночи», впечатления от которой еще не выветрились, он кажется менее смелым жанровым экспериментом. Тьяджанто, очевидно, вдохновлялся «Зловещими мертвецами» Сэма Рэйми: здесь есть и субъективная камера от лица бесплотной сущности, и одержимые девушки, говорящие зловещими голосами. Не хватает только фирменного юмора — вместо него «Пока Дьявол не позовет» предлагает проработанные характеры героев (что фильму помогает) и навязчивые флешбэки из детства главной героини (что быстро надоедает). Тьяджанто не очень запаривается с мифологической проработанностью зла, и в итоге зритель получает смесь из историй об одержимости и вуду-тематики, но никакой индонезийской специфики в этом, увы, нет. Впрочем, жестокие сцены здесь достаточно живописны: например, удушение одного из персонажей копной волос или финальное копание в грязи. Камера иногда выдает интересные ракурсы, а актеры действительно стараются: все это делает новый фильм Тьяджанто пусть и не выдающимся, но хорошим вариантом вечернего просмотра для тех, кто умеет получать удовольствие от слегка клишированных историй об одержимости.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
WordPress: 12.43MB | MySQL:209 | 0,262sec