«Хищники»: тихие дни в Сантоалле
В прокат выходит психологический триллер «Хищники» — фаворит престижного испанского кинофестиваля «Гойя», собравший 18 номинаций. О новой работе Родриго Сорогойена («Истории, которые не дадут заснуть», «Прости нас, Господи») рассказывает Дмитрий Соколов.
«Хищники» / As Bestas (2022)
Режиссёр: Родриго Сорогойен
Сценаристы: Изабель Пенья, Родриго Соргойен
Оператор: Алехандро де Пабло
Продюсеры: Игнаси Эстапе, Энн Лабади, Жан Лабади, Начо Лавилла, Томас Пибарот, Родриго Сорогойен, Эдуардо Вильянуэва
Семейная пара — Антуан и Ольга — переезжают из Франции в испанскую деревушку, рассчитывая заниматься фермерством в гармонии с природой. Однако местные жители не слишком рады приезжим французам, и вскоре череда мелких ссор и бытовых конфликтов грозит перерасти в трагедию.
Для начала стоит сказать, что фильм основан на реальных событиях, произошедших в провинции Галисия на юго-западе Испании в 2010-м году (подробности можно узнать из документалки «Сантоалла»). И хотя сценарий местами допускает кое-какие вольности, в основе сюжета здесь лежит тщательная хроника вражды двух семей. Так что «Хищники» — не столько экшн-триллер в духе «Избавления» или «Соломенных псов», сколько остросюжетная драма.
При этом Родриго Сорогойен активно использует саспенс (особенно в первой половине фильма) и грамотно выстраивает напряжение, показывая, как раскручивается спираль экскалации. Почти каждая из этих сцен врезается в память, даже если речь идёт о банальной перебранке или пьяной выходке на соседском огороде. Так что детализация мотивов и психологическая точность в изображении конфликта – одно из главных достоинств «Хищников». Причем важно, что Сорогойен не просто показывает отдельные стычки Антуана и его соседей, но весьма подробно излагает логику позиций каждой из сторон, используя для этого хорошо прописанные диалоги. А сам спор вокруг того, стоит ли уезжать из вымирающей деревни или же лучше остаться на своей земле — актуален не только для Испании.
Но примерно с середины «Хищников» триллер переходит в драму, и последняя треть фильма рассказывает о том, как семья Антуана переживает случившуюся трагедию. Здесь плотность событий куда меньше, зато становится более заметным ещё одно достоинство ленты — отличные актёрские работы. В первую очередь это относится к Марине Фоис и Мари Коломб, которые очень достоверно разыгрывают противостояние матери и дочери.
Правда, здесь же дают о себе знать некоторые серьезные проблемы фильма. Во-первых, вся сюжетная линия с дочкой Ольги и Антуана – при всей её яркости — мало что добавляет к сюжету, и её можно, если не вырезать, то уж точно сократить. Как и некоторые чисто созерцательные сцены вроде панорам галисийской природы или длинных поездок за козами или прогулок по деревне. Во-вторых, под конец сценарий фиксируется на Ольге и её семейных делах, в то время как исход конфликта местных и приезжих остаётся, вообще-то, за кадром.
Впрочем, общее впечатление от «Хищников» эти недочеты вряд ли испортят — особенно для тех, кто любит атмосферные и мрачные (но не безысходные) фильмы, построенные вокруг реалистичных ситуаций и персонажей. Да, триллер здесь только обрамление для драмы, но применяется этот жанровый декор с большим мастерством.