«Астрал. Заклятие мёртвых»: мрачные семейные тайны
Картина Алпера Местчи, седьмая часть турецкой франшизы «Сиджин», вышла в российский прокат под названием «Астрал. Заклятие мёртвых». Впечатлениями о новом хорроре на тему оккультизма делится Андрей Волков.
«Астрал. Заклятие мертвых» / Siccin 7 (2024)
Режиссёр: Алпер Местчи
Сценарист: Алпер Местчи
Оператор: Эрен Найир
Продюсеры: Мухтесем Тёзюм, Мелоди Тёзюм
56-летний турецкий постановщик Алпер Местчи всю карьеру специализируется на хоррорах. В частности, он создатель франшизы «Сиджин», которая пользовалась стабильным успехом в местном прокате. В новой картине «Астрал. Заклятие мёртвых» кроме рассказа о семейном проклятии много побочных историй. Например, добавлена сюжетная линия про бандитов, которым задолжал главный герой Кемаль (Серкан Атар). Любопытно, что, создавая образы преступников, режиссёр обратился к гротеску — типично криминальная внешность злодеев дополняется жутким поведением, ведь эти взрослые мужчины заставляют детей-сирот отдавать им собранную милостыню.
Социальная повестка в духе романов Виктора Гюго и Марка Твена существует как бы обособленно от основного повествования, хотя и проясняет частности. К примеру, из этой линии зритель узнаёт, кем был тот мальчик, которого колдунья использовала для оккультного ритуала. Душевные страдания Мераль (Фунда Эскиолу), домработницы семьи Кемаль, постановщик иллюстрирует видениями умершего сына, за убийство которого женщины и решила отомстить при помощи чёрной магии. Есть здесь и злобный демон, вызванный в наш мир колдуньей по просьбе Мераль.
Режиссёр активно эксплуатирует мотивы западных хорроров – от «Тыквоголового» до «Заклятия». Создателям гораздо важнее атмосферность киноленты, из-за чего характеры некоторых героев обозначены пунктиром. Например, нераскрытым персонажем остаётся старшая дочь Серап (Джейда Джерен Эдис), хотя интересный образ девушки-тинейджера, переживающей психологический кризис из-за переезда родителей в новый дом и ревнующей их к младшей дочери Риа (Дуру Ирмак Апайдын), мог бы усилить драматическое напряжение и ярче выделить сквозную мысль, что демоны приходят в те семьи, где нет взаимопонимания. Зато режиссёру удалось передать наэлектризованную среду взаимных обид, царящую внутри семьи.
Отдельно хочется похвалить и опытную турецкую актрису Гюнель Урер, которая создала сложный характер страдающей деменцией бабушки. В совместных сценах с Фундой Эскиолу, чья героиня вынуждена присматривать ещё и за старушкой, Гюнель Урер убедительно изображает распад личности вследствие умственной болезни, что выглядит страшнее мифических демонов, ведь от старости не скроется ни один человек.
Алпер Местчи обильно использует в кадре цифровые эффекты, хотя картине достаточно и атмосферного места действия. Оператор Эрен Найир запечатлел старинный дом семьи Кемаль в готическом стиле, отдав предпочтение тёмным цветам. При этом почти каждая сцена фильма пропущена через цифровой фильтр. И хотя в драматических сценах причудливая цветокоррекция не всегда выглядит уместной, в эпизодах видений и снов режиссёру удалось «размыть» реальность, словно герои застряли в своеобразном чистилище.
Если рассматривать «Астрал. Заклятие мёртвых» вне франшизы «Сиджин», то перед нами ещё один оккультный хоррор, любопытный в первую очередь страной-производителем (Турция) и элементами восточной магии. Сюжетно части «Сиджина» не связаны, а, скорее, объединены тематически. Режиссёр раз за разом использует мотивы семейных проклятий, безумия и жестокого обращения с детьми. Благодаря энергичному монтажу и удачно созданной атмосфере седьмая часть хоррор-сериала Алпера Местчи, может быть, и не стала лучшей, но воспринимается с определённой симпатией.