«Звук острова Блок»: эхо шедевра
На Netflix в марте вышел второй полнометражный фильм Кевина и Мэттью МакМанусов – фантастический хоррор «Звук острова Блок». О том, что же получилось у режиссерского дуэта, рассказывает Иван Афанасьев.
«Звук острова Блок» / The Block Island Sound (2020)
Режиссер: Кевин МакМанус, Мэттью МакМанус
Сценарий: Кевин МакМанус, Мэттью МакМанус
Оператор: Алан Гвиздовски
Продюсеры: Эндрю ван ден Хутен, Кевин МакМанус, Мэттью МакМанус и др.
При беглом пересказе сюжет фильма МакМанусов едва ли внушает хоть какой-то интерес для прожжённого фаната ужасов, но дьявол, как обычно, кроется в деталях. Место действия – тот самый остров, на котором живёт рыбак Гарри и его отец Том. Со вторым в последнее время какие-то проблемы: в отдельные моменты он будто «отключается», погружаясь в свой внутренний мир, а если его побеспокоить – становится страшно злым и агрессивным. Параллельно с этим на побережье происходит нечто очень странное: несколько тонн рыбы выброшено на берег из моря, птицы умирают прямо в воздухе. Том начинает ходить во сне по ночам. Для расследования аномалий в городок прибывает сестра Гарри, эколог Одри, с ней дочка Эмили. Но её приезд лишь всё усугубляет: их отец, в очередной раз отправившись «погулять» ночью, перед этим здорово напугав внучку, обнаруживается на берегу мёртвым, с многочисленными травмами по всему телу – будто его несколько раз здорово ударило… о морское дно.
Дело в том, что «Звук острова Блок» так и не даст однозначного ответа на вопрос «что это было?». Зато режиссеры здорово играют на ожиданиях: в сюжете последовательно возникают намёки на «Секретные материалы» (без теорий заговора никак), на Лавкрафта (мы же на море в конце концов). Чуть позже, когда кажется, что крыша едет крыша уже у всех, причем по обе стороны экрана, – фильм переключается на экзистенциальную драму в духе «Оно приходит ночью». Конкретных версий происходящего нам напрямую так и не озвучат, но в том и прелесть, ведь что такое жанр хоррора, как не столкновение человека с иррациональным.
Настоящая беда в том, что в «Звуке острова Блок» нет абсолютно ничего нового. Местами фильм напоминает лоскутное одеяло, с которым знатно повозились. Атмосфера безысходного ужаса сшивается из всем знакомых элементов: страшные галлюцинации с мёртвыми людьми, орущими что-то непотребное, неожиданные находки в желудках персонажей, таинственные происшествия на воде вдали от людских глаз… Фильм вообще довольно минималистичен в выразительных средствах (зато очень хорош звук – ещё бы, с таким-то названием), но, тем не менее, умудряется продержать интерес зрителя до конца за счёт грамотной расстановки сюжетных «крючков», на которые зритель ловится, как рыбка на мелководье. Месиво излюбленных тем (таинственные радиосигналы, правительственный заговор за кадром) порублено в ещё более мелкий винегрет и он, надо признать, легко усваивается – но едва ли запоминается послевкусием. Видимо, в Netflix решили поддержать сценаристов «Американского вандала» и «Кобра Кай» в их начинаниях в области авторского хоррора, едва ли такому разношёрстному фильму приходится надеяться на зрительскую любовь вне площадки.
«Звук острова Блок» не в состоянии поразить воображение сочной картинкой – чувствуется собранный по закромам скромный бюджет, которому, при таком тематическом размахе, сильно не хватает спецэффектов. Это нельзя ставить в вину создателям, но факт в том, что кино не то чтобы сильно впечатляет: в сухом остатке это классический хоррор про НЁХ в скупом на романтику пейзаже американского побережья. Есть приятные актёры, которые разыгрывают классические сценки обыкновенного хоррор-безумия: один сходит с ума, второй страдает, третий пытается всё уладить. Особенно хорош Крис Шеффилд в роли рыбака-инока Гарри, плюс, конечно, демонический Невилл Арчамбо в образе брутального реднека. Ещё одним забавным дополнением к общей картине смотрится фанат теорий заговора Дэйл, а фильм начинается с, возможно, лучшей в своей абсурдности сцены в фильме, когда он доказывает Гарри, что коты – главные переносчики всех заболеваний в мире. Честно говоря, фильм ничего бы не потерял, если бы чуть сбавил градус драмы и попробовал переосмыслить классические жанровые штампы. Но он остаётся серьёзным до самого конца – это и видится его наиболее очевидным недостатком.