«Дастур»: преступление и наказание по-казахски

До кинотеатров добрался казахский фильм ужасов «Дастур», который доказывает, что снять региональное зрительское жанровое кино возможно, и делает это очень даже убедительно. Дмитрий Бортников рассказывает, чем интересен новый проект, какие острые темы он поднимает и чем вдохновлялись авторы, смешивая национальный колорит с традициями мирового хоррора.


«Дастур» / Дәстүр (2024)

Режиссёр: Куаныш Бейсек
Сценарий: Алдияр Жапарханов, Казыбек Оразбек
Продюсер: Алмас Жали


В школе казахского села закончился школьный выпускной. Люди расходятся по домам, а одну девушку ловит местный гопник и насилует её. Чтобы замять ситуацию, отец провинившегося предлагает сыграть свадьбу, после чего в доме жениха начинают происходить необъяснимые вещи, а с фермерских угодий его отца от страха сбегают рабочие.

Дастур — это священнослужитель в небольших аулах, то есть авторы фильма названием сразу забрасывает зрителей на территорию «Пастыря», «Полуночной мессы» и «Экзорциста» — историй о людях, которые неотрывно связаны с писаниями, религией и высшей силой. Они всегда рядом, но помощь не предлагают, ведь люди сами должны найти силы обратиться к ним.

Начинается фильм, как любимый многими «Ворошиловский стрелок», фильмы Найта М. Шьямалана, Джордана Пила и Йоргоса Лантимоса. Зритель понимает, что должно произойти что-то ужасное, но авторы сначала знакомят публику с героями, проблемами, традициями и местными устоями. Чтобы потом все то, что происходит с главной героиней и её родителями, прозвучало как пощечина.

Интересно, как в разных современных казахских проектах кинематографисты противопоставляют власть и человека. «Дастур» не остаётся в стороне — тут есть те, кто считает, что за деньги можно купить всё, и те, у кого есть только вера и их семья. Одним из запоминающихся моментов картины становится телевизионное шоу, на подобии нашего «Давай поженимся!», где главная героиня подобно персонажу Давида Дастматчяна из «Полночи с дьяволом» рассказывает свою историю, не утаивая ничего, давая публике посмеяться и посмотреть на всё, что произошло так, как видит она сама.

Создатели не стали выстраивать отдельный мир. В их фильме всё узнаваемо и понятно. Обыкновенные проблемы, деление на богатых и бедных, а село не отличается от миллиона других. Мистика появляется и исчезает, как ключ к раскрытию истории и пониманию драматургии всей картины.

«Дастур» — это «Психо» Хичкока, знакомые по якутским фильмам эксперименты с жанрами, вырывающиеся с киноэкрана отсылки к Гоголю, трилогия Тая Уэста, а также тенденция использовать в хорроре драму, подающуюся через мистику, одержимость и наказание. Режиссёр фильма Куаныш Бейсек — клипмейкер, как и Илья Найшуллер. Обоим отлично удаётся переносить навыки съёмки клипов в работу над масштабными кинотеатральными проектами. «Дастур» — по-европейски удачно снятое кино, уверенно работающее с текстурой повествования, переворотами камер, звуками и музыкой, пробирающими в лучших традициях современных хорроров.

P.S. Как и в случае с «Белым списком» Алисы Хазановой здесь важно остаться на финальные титры. В них приводятся страшные цифры статистики.

Share on VK
Дмитрий Бортников

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 12.15MB | MySQL:114 | 1,030sec