«Реинкарнация»: Низкий гул и нечто за спиной
На фестивале американского независимого кино «Сандэнс» в этом году был показан хоррор «Реинкарнация», впечатливший критиков настолько, что некоторые даже стали сравнивать его с «Изгоняющим дьявола». Их единодушие заведомо сделало полнометражный режиссерский дебют Ари Астера важным кандидатом на звание фильма ужасов года. Теперь у российских зрителей есть шанс сходить в кино и самим убедиться в силе этого неуютного произведения.
«Реинкарнация» / Hereditary (2018)
Режиссер: Ари Астер
Сценарий: Ари Астер
Оператор: Павел Погожельский
Продюсеры: Кевин Скотт Фрайкс, Ларс Кнудсен и другие
Дистрибьютор в России: «Парадиз» (в прокате с 7 июня)
У семьи Грэхемов все не слава богу. Сначала отдала неизвестно кому душу бабушка, которую при жизни многие ассоциировали то ли с чертовщиной, то ли с безумием. Оставшаяся без матери Энни (Тони Коллетт из «Шестого чувства», 1999) с трудом успевает следить за тем, чтобы ее собственная младшая дочь Чарли (Милли Шапиро) не ела шоколад с орехами — на них у девочки тяжелая аллергия. Еще труднее проследить, чтобы старший сын Питер (Алекс Вулф) не пил алкоголь на тусовках со сверстниками. Его, впрочем, интересует уже не только алкоголь: Питер с удовольствием открывает для себя прелести курения травы, а еще он влюбился. Заботливый, но чересчур спокойный отец семейства Стив (Гэбриел Бирн, однажды чуть было не обрушивший на человечество апокалипсис в «Конце света», 1999) мало чем может помочь, хотя старательно замалчивает, что вскоре после похорон могилу тещи кто-то разворотил. В итоге Энни решает заставить детей самих присматривать друг за другом, и сразу понятно, что идея эта — так себе. Семейные трудности только начинаются.
«Реинкарнацию» зря сравнивают с «Изгоняющим дьявола» (1973). Сам режиссер честно признаётся, что сделал реплику другого классического хоррора — мистического джалло «А теперь не смотри» (1973). Но сравнивать работу Астера с любым олдскулом (даже если повороты сюжета во многом совпадают) все же стоит лишь со множеством оговорок. По стилю, темпу и жанру она гораздо ближе к современным хоррор-драмам, ассоциирующимся с американской студией A24, — к «Февралю» (2015) и «Оно приходит ночью» (2017). «Реинкарнация» — не столько старомодный медленный фильм ужасов, сколько новый слоубёрнер, где не меньше половины экранного времени уделено семейной драме, от которой многим станет не по себе и без мощной развязки. В отличие от двух названных предшественников, этот фильм награждает любителей жанра полноценным хоррор-финалом на таком техническом уровне, который сделал бы честь и бывалым жанровым мастерам.
Работа создавалась идеальной командой профессионалов. Актеры отлично отыгрывают снисхождение семьи в ад на земле. Вместо того чтоб цепенеть перед прорывающейся в быт мистикой, Энни и Питер натурально истерят. Коллетт и Вулф перекореживают лица, трясутся и шумно рыдают, пропитывая сюжет паникующей телесностью. Отдельного упоминания заслуживает нездешней внешности юная актриса Шапиро, чье необычное лицо отдаленно напоминает птичье. В одном из эпизодов Чарли отрезает голову голубю — и сходство между девочкой и ее жертвой усиливает саспенс, для которого было бы достаточно уже зажатых в детской руке ножниц. А каждый раз, когда она тянет в рот шоколадку, часть зрителей обязательно ерзает, пусть даже и прекрасно понимая, в какой именно момент там окажется вызывающий аллергию орех.
«Реинкарнация» на всем хронометраже приправлена продуманным саунд-дизайном. Подобно низкочастотному гулу в первой сцене «Необратимости» (2002), еле уловимые фоновые басы регулярно атакуют вестибулярный аппарат всех следящих за историей. В конце звук превращается в многослойную какофонию и подчеркивает сюжетную кульминацию. А оператор Павел Погожельский, недавно работавший в ироничных «Пэчворке» (2015) и «Убить за лайк» (2017), выдает жанровый мастер-класс, кружа камерой вокруг взволнованного героя и не без жестокого юмора захватывая зловещую фигуру за его плечом.
Астер сделал серьезную работу, в которой есть мощный культовый потенциал. Как и положено культу, фильм не обязан понравиться всем, хотя в США пока именно так и происходит. Например, привычка фриковатой Чарли щелкать языком вполне способна вызвать улыбку или смешок, но прежде всего этот жест и характерный звук провоцируют желание повторить их прямо в кинозале. Истерики персонажей и неловкие ситуации с ними (например, короткое переселение духа в тело Энни во второй половине фильма) тоже могут спровоцировать смех — возможно, как ответ на чувство неловкости и как попытку показать себе и окружающим, что происходящее не способно вами манипулировать. Любители критики сценария смогут обнаружить и невыстрелившие ружья: таков, скажем, лунатизм Энни, нужный прежде всего для того, чтоб дополнить ее конфликт с сыном, но не раскрывающийся подробнее. «Реинкарнация» вообще легко может быть разбита на фрагменты, одни из которых вожмут в кресло, другие спровоцируют смешок, а третьи просто застрянут в памяти надолго.
Со всей технической продуманностью этот фильм подчиняет драму хоррору, а не наоборот. И как жанровое кино «Реинкарнация» так высоко подняла планку, что наверняка пропишется не только в топах 2018 года, но и вообще в истории ужасов.
Читайте также:
Гони бесов: Топ-6 фильмов про экзорцизм (без «Изгоняющего дьявола»)