Гони бесов: Топ-6 фильмов про экзорцизм (без «Изгоняющего дьявола»)

Все мы, как известно, вышли из «Шинели» Гоголя, а все фильмы про экзорцизм из «Изгоняющего дьявола» 1973 года. Не будет преувеличением сказать, что многие современные хорроры в той или иной степени используют художественные приемы Уильяма Фридкина. К выходу «Заклятья. Наши дни» Ксавье Жанса RussoRosso решил вспомнить неочевидные фильмы об экзорцизме. Здесь не будет ни «Последнего изгнания дьявола» (2010), ни «Шести демонов Эмили Роуз» (2005). Мы отправимся в 70-е, когда создатели кино жертвовали «хорошим вкусом» ради амбиций и зрелищности.


«Дьявол» / Seytan
(реж. Метин Эрксан, 1974)

Метин Эрксан, создатель турецкой версии «Изгоняющего дьявола» скопировал оригинал чуть ли не покадрово. Это правильно. Если уж воровать, то самое лучшее и у самых лучших. Но детали сюжета, связанные с религиозной тематикой, все же были по понятным причинам изменены. Вместо католического священника в турецком фильме действует психолог и автор книги об изгнании бесов, а девочка вонзает себе промеж ног не распятье, а жезл с набалдашником в виде головы демона. При этом «Дьявол», как и любой образец карго-культа, полон изумительного национального колорита, зум-эффектов и массы забавных деталей. Например, мать одержимой шайтаном девочки орет на слуг так, что поневоле начинаешь сомневаться, кому именно требуется помощь экзорциста.

«Антихрист» / L’anticristo
(реж. Альберто Де Мартино, 1974)

В детстве римская аристократка Ипполита Одереси (Карла Гравина) пережила автокатастрофу и теперь может передвигаться только с помощью кресла-каталки или трости. Врач (Умберто Орсини), надеясь отыскать причину недуга Ипполиты в подсознании, погружает ее в гипноз. Оказывается, в прошлой жизни девушка была ведьмой. Демону вполне хватает этого напоминания, чтобы тут же овладеть ее телом. Теперь Ипполита активно использует нерастраченную сексуальную энергию — раздвигает ноги шире, чем Шэрон Стоун в «Основном инстинкте» (1992), грязно ругается, сворачивает шеи, домогается собственного брата, левитирует и, конечно, блюет зеленой слизью.

В фильме отличный актерский состав (Мел Феррер, Артур Кеннеди, Алида Валли), музыка Эннио Морриконе и впечатляющие спецэффекты в духе Александра Роу. А сцены сатанинских оргий с поцелуями козла в анус и финал в ночном Колизее и вовсе выше всяких похвал.

«За дверью» / Chi sei?
(реж. Овидио Ассонитис, Роберт Баррет, 1974)

У кинобизнесмена Овидио Ассонитиса и режиссера Роберта Баррета получился коктейль из «Ребенка Розмари» и «Изгоняющего дьявола» с отменным монтажом и парой пугающих спецэффектов. Сравните разворот головы на 180° Джульетт Миллс и Линды Блэр и скажите, у кого вышло страшнее. «За дверью» — еще один небесталанный итальянский плагиат, которому Роджер Эберт поставил одну звездочку из пяти возможных. Охочие до денег итальянцы даже обозвали сиквелами пару хорроров, вышедших после «За дверью». Хотя эти фильмы — как, например, «Шок» (1977) Марио Бавы, — не имели к проекту Ассонитиса и Баррета никакого отношения. Впрочем, в условной третьей части продюсером вновь выступил Ассонитис.

«Маниту» / The Manitou
(реж. Уильям Гёрдлер, 1977)

Экранизация романа Грэма Мастерсона получила в свое время негативные отзывы и проклятье Стивена Кинга. Тем не менее, фильм Уильяма Гёрдлера погибшего вскоре после съемок при крушении вертолета, заслуживает пристального внимания. Гёрдлер — не новичок в жанре. Он специализировался на картинах про взбесившихся зверушек («Зебра-убийца», (1974), «Гризли» (1976), «День животных», 1977). А его «Эбби» (1974), блэксплотейшн-версия «Изгоняющего дьявола», была даже снята с проката после обвинения в плагиате, уже успев заработать почти 4 миллиона долларов. В своей последней работе режиссер снова решил потягаться с Фридкином и создал нечто по-хорошему дикое.

Женщина (Сьюзан Страсберг) обращается к врачам из-за выросшей на спине опухоли и узнаёт, что это реинкарнация 400-летнего индейского духа. Ее любовник и горе-медиум (Тони Кёртис) просит о помощи индейца-шамана (сириец Майкл Ансара). Их борьба с вылезшим из спины злобным карликом под музыку Лало Шифрина напоминает приключенческий «Дом 2: Проклятая обитель» (1987). В кадре появляются проекция огромной ящерицы, ледяные чертоги Снежной Королевы, оживший труп, стрельба лазерными лучами из рук и психоделический выход в открытый космос в духе Стэнли Кубрика. И, конечно, не будем забывать про левитирующую бабушку.

«Кровавая няня» / Nurse Sherri
(реж. Аль Адамсон, 1978)

В медсестру Шерри, занимающуюся сексом с пациентами (как, впрочем, и все другие медсестры), проникает светящаяся эктоплазма. Это душа лидера культа, которая заставляет девушку убивать. Сцена вселения души, поражающая замечательной кустарной мультипликацией, — самый яркий эпизод этого софткор-порно, притворившегося хоррором. Для охотников за киносокровищами в «Кровавой няне» есть еще пронзающие насквозь вилы, ночная эксгумация, и, конечно, ослепший после травмы чернокожий спортсмен — эксперт по одержимости, постоянно цитирующий свою бабушку. Про игру актеров лучше промолчать, хотя именно из такого материала и черпают вдохновение лучшие режиссеры нашего времени.

«Существо» / The Entity
(реж. Сидни Фьюри, 1982)

Переместимся на десятилетие вперед, в 1980-е. Основанный на реальном случае фильм, в котором Барбару Херши почти два часа насилует невидимый демон, просто не может быть плохим. Мартин Скорсезе внес его в личный топ самых страшных хорроров. В этом с воспитанным католиком режиссером можно и поспорить, но уж тревожной картину можно назвать с чистой совестью. В ней есть убедительные спецэффекты Стэна Уинстона, работавшего с Джеймсом Кэмероном (первый и второй «Терминаторы» (1984, 1991), «Чужие», 1986), прекрасная Херши, музыка Чарльза Бернстайна, которую Квентин Тарантино использовал в «Бесславных ублюдках» (2009). Если вы еще не видели эту классику, то сейчас самое время. Ведь скоро на экраны выйдет ремейк под продюсерским патронажем Джеймса Вана.


Читайте также:

«Заклятье. Наши дни»: Профессия — экзорцист
«Изгоняющий дьявола»: Коллекция дополнительных материалов
«Девятая конфигурация»: Идейное продолжение «Изгоняющего дьявола», о котором вы не знали

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
  • Андрей Григорьев

    То есть турки каким-то образом передрали музыку из фильма, вышедшего пять лет спустя? Гхммм… Судя по отрывку, звучат в Шайтане те же самые Тубуляр белс, что и в Экзорцисте.

    • Denis Saltykov

      Верно подметили, не передирали турки музыку из будущего. Мы исправили, а вам спасибо за внимательность!

  • Serega Bronson

    «Он специализировался на картинах про взбесившихся зверушек («Зебра-убийца», (1974)….» ржу в голосину, после этого даже читать не стал дальше, автор вообще не в теме. Насильник-убийца по кличке Зебра-Киллер стал вдруг взбесившийся зверушкой )))

    • Dmitry Karpyuk

      Serega, это была грубая шутка, рад, что вас развеселила. Боюсь, что мне пришлось изучить тему и посмотреть не один фильм этого режиссера. Только вот «Эбби», блэксплойтейшн с экзорцизмом, так и не видел.

      • Serega Bronson

        Раз вы ознакомились с творчеством старины Уильяма, так за чем заносите фильм «Zebra Killer» в разряд Eco-Terror? И режиссёр не специализировался на «зверушках», 2 из 9 это не специализация

        • Dmitry Karpyuk

          Про «Зебру» — шутка, повторюсь. Не сочтите за расизм. А зому что это его главные фильмы

        • Dmitry Karpyuk

          Про «Зебру» — неполиткорректная шутка, повторюсь. Не поняли — и ладно. А эти 2 фильма вполне можно назвать пиком его карьеры, а уж точно не ранние картины. Хотя согласен, «специализировался» — не самый удачный выбор глагола.

        • Serega Bronson

          Дмитрий, я просто не понял шутку с названием, великодушно извиняюсь за резкость. Удачи

        • Dmitry Karpyuk

          Все нормально, и вам.

WordPress: 14.5MB | MySQL:206 | 0,869sec