«Пункт назначения: Комната 666»: номер с призраками

Фильм «Пункт назначения: Комната 666» индонезийского режиссёра Гунтура Сухарджанто — продолжение его же ленты «Отель с призраками». На что похож сиквел и как он проявляет себя в рамках жанра, рассказывает Андрей Волков.
«Пункт назначения: Комната 666» / Panggonan Wingit 2: Miss K (2024)
Режиссер: Гунтур Сухарджанто
Сценарист: Рихеам Джунианти
Оператор: Энгар Будионо
Продюсеры: Роки Сорая, Дэнди Бурнама, Лисбет Сумармата, Раам Сорая, Дэниел Топан, Таран Топан, Иман Усман
В последние годы индонезийские хорроры стали весьма популярными, затмив даже японские фильмы ужасов, удерживавшие лидерство среди азиатских картин на протяжении двух десятилетий. Это неудивительно — индонезийская школа имеет короткую историю, но любопытную стилистику, включающую национальный фольклор, сюрреализм и брутальное насилие. Правда, в современных страшных лентах из Индонезии самобытности стало значительно меньше. Тому виной издержки глобализации и вынужденные уступки магистральным трендам ради выхода на мировой рынок.
Поначалу «Комната 666» напоминает франшизу «Звонок». Влияния культовой японской картины действительно трудно избежать, когда дело касается мстительных призраков. Ощущение дежавю усиливает и год происходящих на экране событий — 1998. Именно тогда в прокат вышел «Звонок» Хидэо Накаты. По ходу просмотра вспоминается также «Хрупкость» Жаумэ Балагуэро (2005), где мстительный дух обитал на запечатанном верхнем этаже.
К сожалению, уровня Накаты и Балагуэро индонезийский постановщик не добился. Он старается пугать зрителя внешним видом призрачной семьи, которая преследует всякого, кто хоть раз зайдёт в их номер, и быстрыми кровавыми убийствами. Однако явления призраков постепенно надоедают, так как Гунтур Сухарджанто выстраивает эти эпизоды по одному шаблону. А вот сцены смертей действительно способны испугать, ведь уровень насилия почти не уступает французским шокерам, вроде «Границы» и «Мести нерождённому» (оба – 2007).
Нацелившись на международный прокат, постановщик постарался подобрать актёров с европейской внешностью. Первую скрипку играет индонезийка немецкого происхождения Цинта Лаура Кил, которая неоднократно снималась в западных картинах («Философы: Урок выживания», «Девятый пассажир»). Её персонаж Альма, новый менеджер в отеле, выписан достаточно подробно. Психологические сложности её героини (недоверие к мужчинам из-за бросившего семью отца-абьюзера, гиперопека младшей сестры) перекликаются с историей призраков, при жизни оставленных родными.
Не вытянув тревожную атмосферу, режиссёр реабилитировался детективной линией, представив драматическое повествование о судьбе привидений. Авторы ленты не прибегают к простым объяснениям мотивов героев. Персонажи одержимы внутренними демонами, что, как и нелёгкая судьба Альмы, усиливает аналогию с призраками, которых держат в отеле незавершённые земные дела. В этом проявляется традиционная для всего азиатского хоррора и идущая из восточной религии максима взаимосвязи миров живых и мёртвых.
Неожиданно наполнены драматизмом традиционные для «призрачных» хорроров сцены изгнания духов. Похожий на матёрого западного дальнобойщика экстрасенс Сукмо (Долли Мартин) сам страдает от своей способности общения с потусторонним миром и поначалу неохотно соглашается помочь Альме, что напоминает мистическую драму М. Найта Шьямалана «Шестое чувство» (1999). Одновременно светлым и трогательным вышел эпизод его смерти: пересилив страх, он исполнил долг и, по словам одной из героинь, наконец, «обрёл покой».
Фильм Гунтура Сухарджанто оставляет двойственное впечатление. Как хоррор картина совсем не сильна, поскольку постановщик слишком часто прибегает к штампам и демонстрирует недостаток фантазии в сценах столкновения героев с привидениями. Однако режиссёр компенсирует этот серьёзный минус продуманной линией расследования прошлого призраков и живыми характерами персонажей. Благодаря этому картина вызывает эмоциональный отклик и оставляет послевкусие. Такая хорошая психологическая проработка героев усиливает тревогу, ведь нешаблонным персонажам куда проще сопереживать.
Читайте также:
Джоко Анвар — лицо современного брутального индонезийского хоррора
Сидхарта Тата: интервью с режиссёром индонезийского хоррора «Астрал. Ночной кошмар»