«Звонок»: 25-летие самого кассового японского фильма ужасов

31 января 1998 года вышла вторая экранизация одноимённого романа Кодзи Судзуки «Звонок» от начинающего режиссёра Хидэо Накаты, совершившего революцию в J-хорроре. В 2023-м году картина отмечает свое 25-летие и впервые выходит в прокат в России. Алёна Химич пишет о культовом представителе жанра и его первоисточнике.


«Звонок» / Ringu (1998)

Режиссёр: Хидео Наката
Сценарий: Хироси Такахаси, Кодзи Судзуки
Оператор: Дзюнъитиро Хаяси
Продюсеры: Такасигэ Итисэ, Синъя Каваи, Такэнори Сэнто


«Звонок» — настоящий культурный феномен, распространившийся по миру, подобно вирусу с проклятой кассеты. Фильм вошёл в ряды самых кассовых картин Японии, породил множество подражателей и создал целую киновселенную. История про девушку из колодца на сегодняшний день включает в себя четырнадцать фильмов, шесть книг, мангу и две видеоигры.

Хидэо Наката начинал свой путь в кинематографе в одной из крупных студий страны — Nikkatsu. В течении семи лет он работал ассистентом режиссёра и принял участие в съёмках нескольких малобюджетных фильмов. Но график был настолько плотным и стрессовым, что сейчас Хидео старается избегать упоминания о том периоде, даже несмотря на то, что компания дала ему мощный старт в карьере.

Режиссёрским дебютом Хидэо Накаты стал хоррор «Актриса-призрак», вышедший в 1996 году и ставший своеобразной прелюдией к экранизации книги «Звонок». Здесь молодой режиссёр, просматривая отснятый материал, замечает в нём кадры другого фильма. Вскоре все члены съёмочной команды начинают ощущать присутствие чего-то паранормального. Плёнки, телевидение, девушка с длинными черными волосами — «Актриса-призрак» по сюжету и визуальной составляющей действительно похожа на «Звонок», который станет третьим полнометражным фильмом в карьере Накаты.

Сюжет фильма «Звонок» повествует о молодой журналистке Рейко Асакаве, чья племянница Томоко вместе с друзьями, погибла при загадочных обстоятельствах. Смерть связана с местной легендой о проклятой кассете, после просмотра которой человек получает телефонный звонок и умирает в течение семи дней.

Рейко находит ту самую кассету и понимает, что ей осталось жить неделю. Напуганная девушка обращается за помощью к бывшему мужу Рюдзи Такаяме, и теперь супругам придётся объединиться, чтобы разгадать тайну проклятой плёнки, а также её создательницы — девушки-экстрасенса Садако Ямамуры.

Хидео Наката мастерски выстраивает историю о первобытном ужасе. Фильм выходит за рамки традиционной схемы хоррора: он не пугает монстрами и скримерами, а нагнетает иррациональный страх атмосферой и грамотным саспенсом.

Экранизация, в отличие от книги, умалчивает о происхождении загадочного вируса и раскрывает полноценную историю Садако лишь в многочисленных продолжениях. Садако воплощает образ онрё — классического мстящего духа японской мифологии. В японском фольклоре призраки онрё известны своим характерным внешним видом — это духи женщин, облачённые в белые погребальные кимоно, часто с длинными волосами, скрывающими их призрачный облик. Онрё не могут покинуть мир живых, пока их душа не будет упокоена. В случае с Садако — пока она не сможет воплотить свой замысел — отомстить людям за то, что они с ней сделали.

«Звонок» — один из первых фильмов ужасов, поднимающих вопрос о влиянии современных технологий (на тот момент телевидения) на общество. В фильме телевизор и кассета являются проводниками потусторонних сил в мир людей.

Роман Кодзи Судзуки основан на реальной истории экспериментов Томокити Фукурая, который исследовал мыслеграфию. Мыслеграфия — это идея о том, что человек способен «выжигать» силой мысли изображения на различных носителях. Прототипом Садако стала экстрасенс Садако Такахаси, о которой была написана книга Clairvoyance and Thoughtography. Общество не подтвердило наличие способностей у Садако, но эта история послужила вдохновением для Кодзи Судзуки, который назвал свою героиню в честь девушки.

Кодзи Судзуки никогда не считал себя автором хоррор-литературы и, более того, к подобным произведениям относился крайне пренебрежительно — роман «Звонок» действительно больше походит на научную фантастику.

Книга рассказывает историю о журналисте по имени Кадзуюки Асакава, который расследует странную гибель четырёх человек, среди которых оказывается его племянница Тиеко. Расследование приводит его к проклятой кассете, после просмотра которой ему остаётся жить семь дней. Пытаясь спастись, он вовлекает в историю своего давнего школьного приятеля Рюдзи. Они смотрят плёнку и пытаются найти разгадку, в результате чего понимают, что кассета связана с экстрасенсом по имени Сидзуко и её дочерью Садако. Женщина была экстрасенсом, чьи способности изучал университет, однако люди оклеветали её и назвали шарлатанкой. Тогда она совершила суицид, прыгнув в жерло вулкана, а Садако осталась жить с ужасным чувством ненависти к людям. А после того, как её скинул в колодец мужчина, заражённый оспой, она спроецировала проклятие на плёнку.

В 2023 году фильму «Звонок» исполнилось 25 лет. Фильм вошёл в историю кино, как одна из самых значимых картин в жанре хоррор, популяризирующих японские ужасы и породивших тренд на американские адаптации.

«Звонок» запомнился зрителю благодаря впечатляющей городской легенде, тревожной атмосфере и жуткому антагонисту и не теряет своей актуальности даже спустя 25 лет. Особенно сегодня, когда мы всё больше зависим от технологического прогресса. Описанная формула распространения проклятия находит отражение и в современных фильмах ужасов.

Share on VK
Алёна Химич

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 11.97MB | MySQL:107 | 0,758sec