«Красивый, плохой, злой»: Будет всё, как ты захочешь
Послезавтра в прокате стартует как бы байопик про знаменитого серийного убийцу Теда Банди. В чем его особенность — в нашей рецензии.
«Красивый, плохой, злой» / Extremely Wicked, Shockingly Evil and Vile (2019)
Режиссер: Джо Берлингер
Сценарий: Майкл Верви и Элизабет Кендолл
Оператор: Брэндон Трост
Продюсеры: Джо Берлингер, Николя Картье, Майкл Костиган и другие
Дистрибьютор в России: «Каскад Фильм» (в прокате с 23 мая)
Разведенная мать-одиночка Лиз (Лили Коллинз), которую подруга-сводница затащила в бар, знакомится с обаятельным красавцем (Зак Эфрон). Одетый с иголочки парень через несколько лет становится главным человеком ее жизни: помогает растить ребенка, строит планы на быт и, самое важное, возвращает Лиз веру в себя. В 1976 году его задержат по подозрению в похищении, а в 1979-м он станет главным подозреваемым в серии жестоких убийств девушек. Его зовут Тед Банди. Он маньяк, некрофил и насильник, убивший более 30 человек — не самая лучшая партия для наклевывающегося брака.
Триллер документалиста Джо Берлингера, создавшего «Беседы с убийцей: Записи Теда Банди» (2019), нередко критиковали за симпатию к убийце. Мол, и жертвам внимания никакого, и сам маньяк харизматичнее остальных героев. Разумеется, ни о каком восхвалении и речи быть не может: «Красивый, плохой, злой» — вовсе не столь провокативный фильм. Но вот что здесь необычно, так это повествование от лица Лиз, возлюбленной Банди, которая переживает тяжелый внутренний конфликт.
Именно поэтому Банди на протяжении почти всего фильма показан так, будто и не было никаких доказательств его вины. Теда опознал свидетель? Наверняка полиция заранее показала фото. Согласно показаниям, у него та же машина, что и у убийцы? А у кого сейчас нет Volkswagen Käfer? И хотя чем дальше, тем меньше времени уделяется сомнениям Лиз (они остаются лейтмотивом, но лишний раз не подчеркиваются), ее восприятие формирует всю историю. К слову, в сюжете и без нее хватает героев и ситуаций, благодаря которым можно проникнуться симпатией к Банди — как и в реальности, обаятельный маньяк здесь умудряется стать любимцем толпы — в этом случае зрительской.
«Красивый, плохой, злой» — это не столько рядовой байопик об убийце, сколько психологическая драма о тяжелых отношениях. В стороне остаются убийства, детективная часть и уж тем более пугающие детальные подробности другой стороны жизни Банди. Хотя Берлингер и документалист, он не зарывается в архивах и не дотошничает с реконструкцией событий. Все это важно, но только как часть антуража, обернутого вокруг душераздирающей истории про ложь и страх разочарования в любимом человеке. И пусть этот фильм клеймят в упрощении реальной истории, простота конфликта здесь идет только на пользу концепции.
В финале документальное прошлое режиссера все же напоминает о себе. На последнем слушании, которое стало первым из записанных для медийного показа, Берлингер заставляет героев произносить ровно те фразы, что говорили их прототипы. Так шоу, развернувшееся во флоридском суде (тогда Банди сделал предложение своей новой девушке), становится в фильме едкой сатирой на современные медиа и, пожалуй, самым занятным моментом. Сцена не только реконструирует реальную историю — она оказывается постановкой постановки, разыгранной реальным Банди в зале суда. «Красивый, плохой, злой» — такая же умелая, но разоблаченная чувствительным зрителем манипуляция. Разница лишь в том, что здесь кошмары обрываются после титров.
Слушайте также:
«Смертельная тропа» и «Красивый, плохой, злой» в новом выпуске подкаста RussoRosso