«Заклятье. Последняя битва»: оставьте это дело монахине
Что делать, когда экзорцизм уже не помогает? «Заклятье. Последняя битва» размышляет на эту тему, а Дмитрий Бортников рассказывает, чем мексиканский ужастик отличается от других историй про экзорцизм и что авторам удалось выжать из сюжета, о котором уже так много сказано.
«Заклятье. Последняя битва» / La Exorcista (2022)
Режиссёр: Адриан Гарсия Больяно
Сценарий: Кристиан Куэва, Рикардо Фариас, Адриан Гарсиа Больяно
Оператор: Дамиан Агилар
Продюсеры: Пабло Гиса Кёстингер, Лаура Вейтиа
Сестра Офелия пытается помочь беременной женщине. Она проводит ритуал экзорцизма, но становится только хуже. Дьявол приходит на Землю и преследует главных героев, постоянно меняя образ, чтобы ещё больше напугать и уничтожить всё, что им дорого.
Все сюжеты, которые приходят в кинотеатры из Мексики — очень достойные, и неважно в какой степени там проявляется ужас или на какую тему говорят создатели. В отличие от «Дитя Тьмы», где зрителей пугают лишь в конце, а остальное время рассуждают о тяжелой женской доле по вынашиванию ребенка, «Последняя битва» находится в постоянном движении: все показывают на что способны и пытаются найти слабые стороны в обороне.
Офелия изучает священные книги и раскладывает карты, хорошо на собственном примере зная, что такое одержимость. Она, как экзорцист, проводит ритуалы, читает молитвы и при необходимости использует святую воду. Новое дело монашки связано с одержимой беременной девушкой Сандрой, рисующей спиралевидные знаки. Как только героям кажется, что всё позади, они начинают везде видеть сатанинские знаки, а окружающие странно себя ведут, будто дьявол успевает оказаться в каждом, чтобы увидеть рождение ребенка Сандры первым.
Испанец Адриан Гарсиа Больяно («Кукла») снимает жуткие истории в традициях мексиканской «Ведьмы. Реинкарнация» и свежего «Восстания зловещих мертвецов». Чего только стоят сцены на кладбище или отхождение вод у Сандры — ничего более пугающего не использовали со времён «Изгоняющих дьявола» и пародирующего их «Очень страшного кино».
«Заклятье. Последняя битва» — использует и уже классические сцены: одержимые на глазах «у изумленной публики» изворачиваются так, как обычному человеку не под силу, или тёмные силы поднимают жертву в воздух, чтобы убить всем остальным в пример. Без параллелей с «Ведьмой» Эггерса здесь тоже не обошлось, Правда, вместо козла тут выступает мощный бык, зазглянув в глаза которого действительно можно поверить, что дьявол близко.
Как и в любом другом достойном хорроре главная героиня много кричит, видимо считая, что такие вещи тоже отталкивают зло, а Мария Эволи, исполнительница роли Офелии, получает звание мексиканской королевы крика — уж очень талантливоу нее это всё выходит: и бояться, и кричать, и изгонять демонов, и воду освящать, и в себе сомневаться.
«Заклятье. Последняя битва», как и «Экзорцист Ватикана», идёт по следу древних демонов, которые не так просты, чтобы обратиться в прах после обычной процедуры экзорцизма. Героям придётся помучиться и разобраться в себе и той ситуации, которая разворачивается вокруг них, и только совокупность ответов поможет им не дать дьяволу совершить задуманное и немного отсрочить его приход на Землю.