«Дитя тьмы»: счастье – (не) в детях?

В прокат выходит латиноамериканский хоррор «Дитя тьмы», в котором главная героиня борется с призраками и послеродовой депрессией. Дмитрий Соколов не сильно впечатлился фильмом ужасов о рисках материнства. О причинах читайте в его рецензии.


«Дитя тьмы» / Huesera (2022)

Режиссёр: Мишель Гарса Сервера
Сценарий: Мишель Гарса Сервера, Абия Кастильо
Оператор: Нур Рубио Шервелл
Продюсеры: Эдер Кампос, Паулина И. Вильявисенсио


Валерия и её муж Рауль давно мечтают о ребенке. Наконец, после того как родственники отводят девушку к чудотворной статуе Девы Марии, Валерия узнаёт, что беременна. Поначалу всё идет отлично, но вскоре вокруг начинают происходить необъяснимые странности, и Валерия всё сильнее опасается за ребенка. Постепенно станет ясно, что рядом с молодой матерью находится злой дух, и Валерии придется прибегнуть к древним ритуалам, чтобы защитить своё дитя.

Фильм Мишель Гарсы Серверы «Дитя тьмы», впервые показанный на фестивале «Трайбека» ещё в июне прошлого года, удостоился весьма теплых отзывов у критиков, но до широкого проката добрался только сейчас. Удивительное единодушие зарубежных коллег сложно объяснить чем-то, кроме желания польстить дебютантке – потому что, при всем богатстве своего потенциала, фильм оставляет желать лучшего и как хоррор, и как драма.

Беременность и связанные с нею трансформации – как физиологические, так и психологические – представляют собой благодатную почву для зрелищного и богатого на подтексты хоррора. Надо отдать Сервере должное: сценарий последовательно строится вокруг беременности и материнства, как травматичного опыта, ломающего привычный образ жизни женщины. Валери здесь изображена в процессе осмысления новой для себя роли матери, и неторопливый темп событий в фильме призван подчеркнуть медленный, но неуклонный процесс переоценки жизненных ценностей героини. Стоит особо отметить и то, что принятое девушкой в финале решение выглядит столь же логичным, сколь и невольным вызовом традиционному (что в Мексике, что в России) образу счастливой матери, обретающей высшее счастье в детях. К сожалению, именно в работе с центральными темами становятся ярко видны ключевые недостатки фильма.

Во-первых, здесь крайне мало хоррор-сцен, а те, что есть – оформлены без малейшего намека на фантазию. Почти никак не работает и мексиканский колорит: тема с ведьмами и ритуалами раскрывается, по сути, в одной-единственной сцене под конец фильма. И проблема не в том, что Сервера избегает джампскейров, а в том, что для мистического хоррора про беременность в фильме практически нет саспенса.

Во-вторых, драматическая линия прописана предельно схематично, что лишь усугубляет впечатление. Если переживания самой Валерии благодаря неплохой игре Наталии Солан изображены более-менее понятно и способны вызвать сочувствие, то отношения с мужем и сестрой, равно как и с родственниками вообще, отодвинуты куда-то на десятый план. Лишь связь Валерии с давней подругой-бунтаркой выглядит похожей на общение реальных людей – но ей в фильме уделено немного внимания.

Наконец, в-третьих, решающая схватка Валерии с призраками – потенциально очень мощная сцена – получилась до обидного невнятной. Если в «Бабадуке» (по своей проблематике фильм ближе к работе Дженнифер Кент, чем к «Ребенку Розмари») сражение с монстром было в то же время кульминацией борьбы с депрессией, то здесь путешествие героини внутрь себя выглядит как бессвязный, пусть и жутковатый сон, лишённый какого-либо серьёзного напряжения.

В результате возникает впечатление, что «Дитя тьмы» замышлялся как драма о репродуктивном давлении на женщину, куда в последний момент добавили пару-тройку хоррор-штапмов. Такая комбинация ослабляет оба компонента, и любопытный сюжет с провокационным месседжем теряется на фоне блеклых персонажей и шаблонных «пугалок».

Share on VK
Дмитрий Соколов

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 11.94MB | MySQL:103 | 1,029sec