«Восстание зловещих мертвецов»: мертвящая хватка мамочки


УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

В мировом прокате идёт ремейк «Зловещих мертвецов», в котором привычный сюжет про демонов и хижину в лесу подвёргся радикальной переработке. О том, как новая глава франшизы сочетает верность традиции с необходимой новизной, читайте в рецензии Дмитрия Соколова.


«Восстание зловещих мертвецов» / Evil Dead Rise (2023)

Режиссёр: Ли Кронин
Сценарий: Ли Кронин
Оператор: Дэйв Гарбетт
Продюсеры: Сэм Рэйми, Ромель Адам, Ричард Бренер, Брюс Кэмпбелл, Роб Таперт


Бет (Лили Салливан) приезжает к своей сестре Лили (Алисса Сазерленд), живущей в огромном жилом комплексе вместе с детьми — малолетней Кэсси (Нелл Фишер), а также тинейджерами Бриджет (Габриэль Эхколс) и Дэнни (Моргана Дэйвис). Во время семейной встречи происходит серия подземных толчков, и прямо посреди парковки образуется огромная расщелина. Заглянув туда, Дэнни находит среди развалин жуткого вида книгу и пластинку столетней давности. Включив запись, ребята невольно впускают в наш мир древних демонов, способных овладевать человеческими телами, так что теперь всей семье придётся очень постараться, чтобы дожить до утра.

«Зловещие мертвецы» долгое время были стопроцентно авторской франшизой, целиком завязанной не только на режиссёрском таланте Сэма Рэйми, но и на личной харизме Брюса Кэмпбелла, ключевого актера трёх классических частей. При этом, хотя культовый статус получили все части оригинальной трилогии, по настроению они весьма различаются. Третья (самая, пожалуй, известная) – это роскошный микс фэнтези, экшн-хоррора и комедии. Вторая представляла собой эталонные комедийные ужасы 1980-х, сочетающие тонны крови и кучу ярких монстров с чёрным юмором. А вот первая была предельно мрачным хоррором о борьбе горстки людей c демонами посреди глухого леса. Так что любые попытки снять ремейк должны были начинаться с вопроса о том, какой из трёх фильмов брать за образец. Феде Альварес десять лет назад снял отличный ремейк первой части, переоформив классический сюжет в новом визуальном стиле. Ли КронинДругой», сериал «50 штатов страха») в своём ремейке соединяет мрачный настрой первого фильма с чёрным юмором второго – но в рамках полностью оригинального сюжета.

Решение рискованное, но вполне логичное: если франшиза и может как-то развиваться в новой эпохе, то лишь вне связи с ключевым актёром и привычной локацией, потенциал которой был во многом исчерпан ещё в версии Альвареса. Эта связь с прошлым символически разрывается в прологе, где изящно обыграны знаковые моменты первой части, от летящей сквозь лес «зловещей камеры» до сцены с первой одержимостью. Далее сюжет разворачивается в небоскрёбе посреди Лос-Анджелеса, а в центре истории оказывается не компания друзей, но семья, которой придётся с боем пробиваться к выходу из высотки.

Новая локация при этом показана в стиле, характерном для франшизы. Кронин вовсю использует таланты оператора Дэйва ГарбеттаЭш против зловещих мертвецов») и монтажёра Брайана Шоу (работавшего над ремейком 2013-го года) для создания вязкой, нервной атмосферы, пропитанной клаустрофобией. Хотя большая часть событий происходит в огромной квартире Элли и широких коридорах на её этаже, фильм постоянно поддерживает ощущение дискомфорта и сжимающихся стен. Демоны стучатся в двери, скалятся из темноты, хватают жертв цепкими когтями и вообще развлекаются по полной – а герои никогда не чувствуют себя в безопасности. Динамика тоже выдержана отлично. После появления сил зла напряжение растёт с каждой минутой, изредка спадая во время чернейших шуток, за которые отвечает в основном одержимая Элли, в духе «Зловещих мертвецов 2».

Главное – здесь много крови. Убивают много, не всегда разнообразно, но всегда очень смачно. (Да, у бензопилы тоже есть камео!) Многие сцены атак демонов отсылают к классике: например, атака в лифте напоминает о жутких деревьях из первых «Зловещих мертвецов», а плевок глазом – о сцене с ведьмой и люком в подвал во второй части. Все эти моменты сделаны с явным старанием, и отлично сочетаются с мрачной атмосферой многоквартирного дома, ставшего полем бойни. Мигают тусклые лампы, изломанные тени мелькают на стенах, повсюду лужи крови и куски трупов – порой кажется, что Кронин снял «Демонов 2» во вселенной «Зловещих мертвецов».

Слегка портят впечатление разве что предельно шаблонные персонажи, но эта франшиза никогда не была сильна по части драматических линий. Самой яркой героиней получилась даже не Бет, а её одержимая сестра: Элли сыплет грязными шутками и жестоко троллит родичей, вызывая в памяти красотку Генриетту. Сценарий, впрочем, хоть и поднимает иногда накал страстей за счет того, что детям приходится сражаться с обезумевшей матерью, чаще фокусируется на попытках Бет выбраться из небоскрёба. Драма тут пунктирная, явно уступающая красиво снятой расчленёнке.

В целом перезагрузка удалась. «Восстание зловещих мертвецов» выглядит органичной частью франшизы. Это всё ещё динамичный, местами юморной и эффектно снятый хоррор, в котором обильно хлещет кровь и звонко рвутся сухожилия. Да, уже давно без Эша, а теперь и без домика в лесу… но всё ещё с «Некрономиконом». Фанаты оценят, ну а новички – хочется верить – одобрят и захотят ознакомиться с классикой.

Share on VK
Дмитрий Соколов

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

  • Александр

    Спасибо. У нас к сожалению не показывают в кинотеатрах.

  • Vladislav Severtsev

    вот чего точно не хватило новой части, так это юмора.

WordPress: 11.96MB | MySQL:107 | 0,825sec