«Вурдалак»: кто в доме хозяин
В кинотеатрах ещё можно увидеть хоррор «Вурдалак» — первую режиссёрскую работу Адриена Бо. Геннадий Гусев рассказывает, при чём здесь русский писатель, в чём отличия между вурдалаками и вампирами и какая роль в фильме досталась кукле.
«Вурдалак» / Le Vourdalak (2023)
Режиссер: Адриен Бо
Сценарий: Адриен Бо, Адриен Бувье, Алексей Толстой
Оператор: Давид Шизалле
Продюсеры: Джудит Лу Леви, Виолен Барбару, Агнес Б., Мануэль Шиш, Марко Паккиони, Лола Паккиони, Ив Робен
Дебютная картина французского режиссёра Адриена Бо вдохновлена рассказом Алексея Константиновича Толстого «Семья вурдалака». Примечательно, что произведение русского писателя было создано на языке Жанны д’Арк и Антуана Лавуазье. Хоррор Бо — не первая его экранизация. В 1963 году лестных отзывов удостоился фильм классика джалло Марио Бавы «Чёрная суббота, или Три лица страха».
История разворачивается в середине XVIII века. В центре повествования — эмиссар короля Франции маркиз Жак Антуан Сатурнен д’Юрфе (Кейси Моттет Кляйн). Наткнувшись во время одной из своих миссий на разбойников, он бежит от них через лес, где находит дом. Поначалу весьма гостеприимные обитатели и не думают отпускать незнакомца, ведь очень скоро должен вернуться глава семейства, старик Горчи.
Незатейливая завязка не обманывает — перед нами канонический сюжет о герое в беде. Оказавшись фактически в другом мире (на социальном и метафизическом уровнях), господин д’Юрфе замечает происходящие вокруг него необъяснимые странности. Старший сын Горчи почему-то носит женскую одежду, младший выглядит полным самодуром, а девушки ведут себя пассивно-агрессивно. Но когда на пороге объявляется хозяин, начинается самое интересное. Оказывается, Горчи — самый настоящий вурдалак, и он жаждет человеческой крови!
Вообще, вурдалаки — нечастые гости в мейнстримном кино. Можно вспомнить, например, «Ясона и аргонавтов» Дона Чэффи, «Зловещих мертвецов» Сэма Рэйми или «Битлджюса» Тима Бёртона. Хотя на первый взгляд эти мифические существа мало чем отличаются от вампиров (некоторые энциклопедические справочники и вовсе указывают, что это тождественные понятия), разница между ними, пусть и несущественная, всё же есть. Если вампиров чаще всего изображают как надменных, зачастую сексуально притягательных аристократов, то вурдалаки — создания более приземлённые и страшные.
Именно таким и оказывается Горчи. Старика играет не настоящий актёр, а кукла-марионетка, которой управляет сам Бо. Он же её и озвучивает. Это привносит в историю и чёрный юмор, и фантасмагорию, и даже интертекстуальность.
Эта лента — прямая наследница классических европейских фильмов ужасов. При работе над «Вурдалаком» постановщик явно смотрел в сторону «Вампиров» Луи Фейада и фильмов немецких экспрессионистов. Также можно усмотреть здесь интонационные отсылки к тем же «Зловещим мертвецам».
Произведение Бо — не только переплетение страшного и смешного, ужасного и прекрасного, гуманного и деспотического. Лента визуально привлекательна и погружает в тягучую атмосферу таинственной опасности. Гром и молнии, проливной дождь, зловещий скрип половиц, пробирающие до мурашек шорохи, готические интерьеры и пейзажи — автор пользуется классическими методами создания саспенса, и делает это крайне умело.
Для работы над фильмом оператор Давид Шизалле («Мустанг», «Долгий день уходит в ночь») использовал объектив Супер-16, а саундтрек вдохновлён музыкой Нино Роты из «Казановы Феллини». Это ещё больше приближает «Вурдалака» к лучшим образцам европейского хоррора.
Постановка Бо по-хорошему старомодна, но достаточно глубока для того, чтобы не слиться с другими жанровыми проектами. В фильме поднимаются важные вопросы верности, ревности, распределения гендерных ролей и любви — трагической и прекрасной.
Это роднит «Вурдалака» с работами небезызвестной студии А24. Главное отличие истории несчастного д’Юрфе от «Реинкарнации» или «Маяка» — заметный крен в сторону романтизма. Картина Адриена Бо может напугать, но также способна заставить плакать от нахлынувших эмоций и подтолкнуть к мыслям о жизни.