«Сигнал бедствия»: Море без любви, остров без обиды
На фестивале американского кино Amfest состоялся показ драматической (анти)утопии «Сигнал бедствия», главные роли в которой сыграли Грейс Ван Паттен, Мия Гот и Джульетт Льюис. О том, какой получилась дебютная работа Карен Чинорре, рассказывает Дмитрий Соколов.
«Сигнал бедствия» / Mayday (2021)
Режиссер: Карен Чинорре
Сценарий: Карен Чинорре
Оператор: Сэм Леви
Продюсеры: Юре Бушич, Карен Чинорре, Джона Дисенд и др.
Ана работает в ресторане, на днях там пройдет свадьба – правда, невеста не слишком рада этому событию. Подготовка к торжеству проходит на фоне усиливающейся грозы, по радио передают штормовое предупреждение. Когда во время очередного перепада напряжения в здании вырубает свет, Ана идет на звучащий из темноты незнакомый голос, заглядывает в духовку… и просыпается на живописном пляже. Рядом с ней – новая подруга Марша, она знакомит Ану с другими девушками, живущими на старой подлодке. Все они – солдаты на войне полов: время от времени на побережье появляются мужчины в военной форме, девушки их расстреливают. Поначалу Ане нравится такая жизнь, но по мере того как возвращаются воспоминания о прошлом, она все чаще ставит под вопрос правоту своих соратниц.
На первый взгляд, фильм кажется фэнтезийной драмой на актуальную тему женской солидарности. Но при ближайшем рассмотрении ситуация оказывается более сложной, поскольку сюжет сосредотачивается на конфликте между героинями, оставляя борьбу против мужчин на втором плане. Здесь и становится заметной ключевая проблема «Сигнала бедствия» – многообещающий концепт похоронен под слабо проработанным сценарием.
Чинорре (не только поставившая фильм, но написавшая сценарий) вскользь затрагивает сразу несколько потенциально очень интересных тем, но не фокусируется в полной мере ни на одной из них. Что значительно хуже, в фильме, рассказывающем о (буквальной) женской войне против мужчин, нет ни одной впечатляющей экшн-сцены. Это можно было бы списать на то, что для Чинорре война – не более чем яркая метафора межгендерного конфликта, однако в этот момент возникает следующая – и самая важная – проблема.
В фильме, наполненном диалогами, значительная их часть лишена сколь-нибудь интересного содержания. Эта бессодержательность особенно заметна в динамике: если в начале почти все разговоры Марши и Аны полны аллюзий, считываясь одновременно как социальный комментарий и бытовая болтовня, то под конец все героини будто забывают о двусмысленности речи, и их диалоги становятся сугубо функциональными: пойти туда, доплыть досюда, и так далее. Недоработанный сценарий, тем самым, обессмысливает хорошие актерские работы Мии Гот и Джульетт Льюис, а также всю богатую метафоричность, которая предполагается в сюжете.
При этом «Сигнал бедствия» все же не лишен достоинств. В нем есть и хорошая операторская работа, и неплохо выдержанный визуальный стиль, отсылающий к эпохе Второй мировой войны. Есть даже одна очень сильная сцена, своим неожиданным сюрреализмом напоминающая финал прошлогоднего «Думаю о том, как все закончить» (наша рецензия). Но в фильме таких сцен прискорбно мало, и это при том, что концепт сказочного, насыщенного символизмом пространства в «Сигнале бедствия» легко позволял реализовать множество любопытных идей. А в результате все свелось к невнятно рассказанной притче с плоскими персонажами и плохо прописанными диалогами.