«Проклятие дудочника»: музыкой нас связало
В прокате идёт музыкальный хоррор «Проклятие дудочника», посвящённый звуковой гармонии, мистическим мелодиям и опасностям перфекционизма. О том, насколько эффектной получилась такая комбинация, читайте в рецензии Дмитрия Соколова.
«Проклятие дудочника» / The Piper (2023)
Режиссёр: Эрлингур Тороддсен
Сценарий: Эрлингур Тороддсен
Оператор: Дэниэл Кац
Продюсер: Джеффри Гринштейн, Бернард Кира, Ярив лернер, Тэннер Мобли, Лес Уэлдон, Джонатан Юнгер и др.
Флейтистка Мэл (Шарлотт Хоуп) во что бы то ни стало хочет сохранить своё место в престижном оркестре, который возглавляет деспотичный дирижёр Густафсон (Джулиан Сэндс). Узнав, что на грядущем благотворительном вечере должен прозвучать концерт, написанный по мотивам легенды о Гамельнском Крысолове, Мэл решает раздобыть копию редкого музыкального произведения в обмен на протекцию со стороны начальства. Найдя ноты и магнитофонные записи двух частей концерта, флейтистка выясняет, что третья его часть отсутствует — и решает дописать её сама. Начав работу, Мэл вскоре обнаруживает, что исполнение таинственного концерта призывает в наш мир похищающего детей монстра из древней немецкой легенды.
«Проклятие дудочника» объединяет в сюжете две редко пересекающиеся темы: историю зловещего дудочника-крысолова из Гамельна и концепт «проклятого концерта». Если архетип гамельнского заклинателя многократно использовался в самых разных фильмах (от аляповатого, но яркого «Мороженщика» с Клинтом Ховардом до чехословацкого мультфильма «Крысолов»), то идея о связи одержимости и музыки встречается в хоррорах куда реже (из недавних приметных проектов такого рода вспоминается разве что «Студия 666» с участием группы Foo Fighters). К счастью, Эрлингур Тороддсен умело обыгрывает обе темы за счёт внятного сценария, выстроенного вокруг истории о потерянном концерте, открывающем врата в ад.
Начинаясь как типичный хоррор о призраках, «Проклятие дудочника» постепенно сдвигается к рассказу о проклятии, чтобы в итоге выйти к легенде о мстительном крысолове. По части динамики проблем у фильма нет: Мэл постоянно занята поисками утраченного концерта, попытками разобраться в происходящей вокруг чертовщине и конфликтами с начальством. Напряжение тоже выстраивается неплохо: после того как Мэл находит заветные листки с нотами, вокруг всё чаще появляется тёмная фигура, дети героини видят жуткие тени даже при ярком свете дня, а исполняющие концерт музыканты один за другим гибнут или впадают в кататонию, растворяясь в потусторонних звуках.
О звуках и музыке стоит сказать отдельно. Композитор в «Проклятии дудочника» — жанровый ветеран Кристофер Янг, автор саундтреков к «Синистеру», «Восставшим из ада» и «Городским легендам». Учитывая тематику фильма, выбор едва ли не идеальный, и работа Янга действительно добавляет многим сценам атмосферы, даже несмотря на то, что звучащая за кадром музыка оформлена в «классическом» стиле, а не как пробирающий до костей эмбиент. Более того: важный сюжетный поворот прямо связан с использованием мелодий в качестве оружия, и Торддсен использует таланты Янга для того, чтобы изобразить кульминационное сражение Мэл и Крысолова как дуэль двух музыкантов.
В плане актёрской игры фильм не содержит каких-то выдающихся работ, за одним исключением. Джулиан Сэндс (сыгравший здесь свою последнюю роль) отлично изображает придирчивого и деспотичного маэстро, насаждающего в оркестре болезненный перфекционизм. На фоне инфернальной харизмы Сэндса блекнут практически все остальные персонажи — и это с учётом того, что его персонаж, вообще говоря, играет в сюжете сугубо второстепенную роль.
Наконец, хочется отметить финал, выдержанный в лучших традициях хорроров 1980-х: с началом долгожданного концерта зло обретает плоть, и Мэл приходится сражаться уже не с проклятием или видениями, а с вполне конкретным монстром, похитившим её детей. Все сцены с Крысоловом оформлены на редкость стильно, слегка напоминая о появлениях сенобитов в тех же «Восставших из ада». В темноте мелькают когти и клыки, сверкают демонические глаза, и звучит простенькая, но завораживающая мелодия, под которую беспомощные дети шагают вслед когтистому чудовищу.
Всё это, конечно, не означает, что «Проклятие дудочника» напрочь лишено недостатков. Кое-какие саспенс-сцены явно могли бы работать лучше, а редкие примеры сценарной лени, вроде почти всеобщего безразличия к дичи на репетициях концерта или чудесного восстановления слуха у одного из персонажей под конец фильма, иногда мешают воспринимать историю всерьёз. Но целостность художественного замысла и старательность исполнения берёт верх над отдельными недостатками. Так что перед нами добротный, пусть местами и неказистый, хоррор на далеко не самую банальную тему.