«Шелби Оукс»: тревожный мир цифрового фольклора

«Шелби Оукс. Город-призрак»: тревожный мир цифрового фольклора


ХАРАМ

Один из самых известных видеоблогеров, рассказывающих про кино на канале в YouTube, Крис Стакманн, снял свой дебютный фильм «Шелби Оукс. Город-призрак». Алёна Химич рассказывает, каким получился новый хоррор от студии Neon («Собиратель душ», «Одно целое»).


Метафизическая территория, будто возникшая на стыке детских кошмаров, ускользающих из памяти легенд и цифрового фольклора, — таков город-призрак Шелби Оукс в штате Огайо. Пространство, где привычная география уступает место тревоге, а быт постепенно сдвигается в сторону необъяснимого — это место притягивает тех, кто ищет ответы там, где они изначально недостижимы. И однажды в его ловушку попадает группа «Паранормальные параноики» — четверо друзей, превративших исследование аномалий в интернет-проект. Их история обрывается внезапно: тела троих находят, а Райли Бреннан (Сара Дёрн) исчезает бесследно. Спустя годы её сестра упорно возвращается к этому делу, которое все давно сочли закрытым.

Режиссёр картины Крис Стакманн — человек, для которого кино буквально стало средой существования. Годы YouTube-блогинга, тщательное изучение жанровых механизмов и внимательная работа с аудиторией сформировали вокруг него пространство доверия. «Шелби Оукс» стал закономерным продолжением его опыта: попыткой перейти из позиции комментатора в позицию автора.

До него в подобную область уже заходили создатели интернет-контента. Братья Филиппу, начав с непритязательной идеи, показали, что свежий взгляд может встряхнуть зрителя и вернуть хоррору утраченную новизну. Их успех неизбежно создал фон ожиданий вокруг дебюта Стакманна — и первые кадры подтверждают, что он стремился удивить зрителя. Здесь нет демонстративных жанровых поз — только ровный, холодный ритм наблюдения, в котором тревога обоснована ощущением подлинности происходящего.

Первая половина фильма — свежий взгляд на подачу истории, то, что современный мейнстримный хоррор долго пытался воспроизвести на больших экранах. Документальная структура работает как якорь, удерживая зрителя в границах реального. В этих моментах чувствуется авторский замысел, не стремящийся подражать, а формирующий собственный язык.

Однако именно после сильнейшей первой половины начинается заметный творческий спад. Вместо углубления в собственную мифологию фильм выбирает путь жанровой компиляции. Финальные акты всё очевиднее напоминают смесь знакомых мотивов — «Ведьмы из Блэр», «Ребёнка Розмари», «Омена», «Астрала» и ещё десятка хорроров, чьи тени слишком ощутимо нависают над фильмом. Пугающее превращается в предсказуемое, а там, где в начале ощущалась собственная идентичность картины, в конце начинает звучать эхо чужих решений.

«Шелби Оукс» начинался как личный проект, основанный на внимании к детским страхам, но закончился как хоррор, вынужденный следовать траектории, знакомой каждому, кто видел десяток жанровых новинок последних лет. В этом нет очевидного провала, но есть ощущение упущенной полноты возможностей.

Тем не менее, важно понимать: для режиссёрского дебюта здесь сделано гораздо больше, чем можно ожидать. Финальный результат — отражение трудностей при создании фильма. И сам Стакманн производит впечатление человека, который относится к работе трезво и не скрывает, что жаждал большего. Производственные проблемы и ограничения сказались на структуре, но не уничтожили то, что в киноленте действительно работает.

«Шелби Оукс» остаётся интересным и достойным просмотра опытом — это пример того, как автор, пришедший из пространства анализа, пытается сформировать собственный голос. И в этом голосе действительно слышится стремление понять природу страха.

Share on VK
Алёна Химич

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!


ПЕРВАЯ ВЕДЬМА. ДОЛИНА ДЬЯВОЛА
WordPress: 12MB | MySQL:103 | 1,204sec