«Стоп-слово»: последний урок доминатрикс
Диалоговые дуэли – высшая степень профессионализма и доверия публики. Это истории, строящиеся на тонком льду, когда очень просто уйти в банальность или наоборот слишком всё усложнить. Дмитрий Бортников делится впечатлениями о фильме «Стоп-слово», рассказывает, зачем нужно такое кино в кинотеатрах и соответствует ли оно заявленному жанру.
«Стоп-слово» / Sanctuary (2023)
Режиссёр: Закари Уигон
Сценарий: Мика Блумберг
Оператор: Людовика Исидоре
Продюсеры: Дэвид Ланкастер, Илья Стюарт, Павел Буриан, Стефани Уилкокс
Нам показывают гостиничный номер и останавливаются на главном герое. Хэл — молодой человек средних лет, хорошо обеспеченный, но его очень волнует, когда же в дверь постучат. Когда это происходит, за ней оказывается хорошенькая блондинка Ребекка. Так и начинается эта затягивающая и речитативная игра в то, что называется человеческая жизнь.
Правила игры просты: есть множество сценариев, которые разыгрывают герои, на какие-то у них есть договорённости, другие появляются и разыгрываются на месте. Они гибкие и легко переворачиваются в зависимости от того, на чьей стороне сейчас «мяч». Героиня Маргарет Куэлли — главная в этой паре и обладает нестабильным характером. Чтобы герой Кристофера Эбботта стал тем, кем он должен стать, она находит любые возможности и позволяет ему проявить себя, почувствовать «кровь» и отдаться во власть звериному инстинкту.
Благодаря исполнителю главной роли и месту действия «Стоп-слово» может показаться двойником «Пирсинга», снятого по роману Рю Мураками, но создатели того фильма слишком многого хотели и разбрасывали идеи. В итоге атмосферы ужаса и клаустрофобии у них не вышло. Всем этим как раз пользуются создатели «Стоп-слова»: пока их герои перезаряжают свои речевые аппараты, они прибегают к помощи оператора Людовика Исидоре, который постоянно переворачивает кадр, преобразовывает привычную реальность и мир того, что предлагают условия игры главных героев.
Вторит этому и работа композитора Эриель Маркс, чьи музыкальные выходки постоянно поддерживают в кадре ощущение того, что зрителям не всё известно, а главные ответы впереди. Также, благодаря саундтреку, Куэлли напоминает всем о своём танцевальном прошлом и клипе для Kenzo. Эпизод с танцем и ломанием четвёртой стены — будто бы проверка, внимательно ли за происходящим следят зрители. Пение — тоже одна из попыток авторов населить кино всеми знакомыми и любимыми жанрами, способными «издеваться» над собравшейся в зале публикой максимально длительное время.
В «Стоп-слове» достаточно отсылок, как к поп-культуре в целом, так и к классике и современным нетленкам. Тот же ковёр, то и дело появляющийся в кадре, как бы передаёт привет Стэнли Кубрику и его «Сиянию» и даёт зрителям возможность не воспринимать всё происходящее за чистую монету, а строить догадки и предположения.
Что же здесь страшного? Страшна как раз обыденность — то, как легко герои уничтожают жизни и будущее друг друга, и то, что благодаря всему, что авторы вложили в «Стоп-слово», на экране возникает современный ромком, который можно назвать хоррором с элементами комедии, драмы и триллера. Здесь смешалось всё: фон Триер, Аронофски, Полански, да и много кто ещё. Благодаря таким историям, зрители могут предметно увидеть, как жанры преобразовываются. Мультижанровость способна развивать и вести публику дальше, глубже и детальнее внутрь самих себя.