«Сын»: don’t f*ck with the devil
Ещё в феврале на онлайн-сервисе Shudder состоялась премьера новой картины Айвэна Кэвены – «Сын», со звездой его предыдущего фильма Эмилем Хиршем. Ранее Кэвена уже неоднократно попадал в поле зрения RussoRosso. О том, чем ирландский хоррормейкер решил пугать зрителя в этот раз – рассказывает Иван Афанасьев.
«Сын» / Son (2020)
Режиссер: Айвэн Кэвена
Сценарий: Айвэн Кэвена
Оператор: Пирс Макгрейл
Продюсеры: Луис Тине, Линда Моран, Рене Бастиан и др.
В начале мы видим беременную девушку – её зовут Лора, она бежит из некоей сатанинской секты. В машине у неё случаются роды, так на свет появляется Дэвид, милый мальчик-плюгавчик, который для травмированной женщины становится главным стимулом жить. Однажды ночью она, будучи дома, слышит, как наверху кто-то ходит. Поднявшись, она видит группу жутких людей, столпившихся вокруг кровати сына, и бежит за помощью. Но ни она, ни прибывшая полиция не находят злоумышленников, а с самим Дэвидом, кажется, всё в порядке – он сладко спал и даже не помнит, чтобы в его комнате кто-то был. Но со временем становится ясно, что визит ночных гостей не прошёл даром – мальчиком овладевает неизвестная болезнь, от которой всё тело покрывается язвами, а сам он бьётся в конвульсиях. Врачи разводят руками, а в больнице Лора обнаруживает посторонних, которые, кажется, хотят похитить её ребёнка. Ей приходится бежать, но это лишь начало беды.
«Сын» удивительно здорово рифмуется с другой картиной Кэвены – «Каналом» (также известным как «Протока»). В ней киноархивариус Дэвид узнавал любопытные вещи, о которых даже не подозревал ранее: во-первых, что его жена, скорее всего, ему изменяет; и во-вторых – что герой просмотренного им архивного снаффа 1902 года, маньяк Уильям Джексон, зарезал свою супругу в доме, в котором Дэвид живёт. А потом утопил своих детей в канале неподалёку – том самом, в котором позже утонет жена Дэвида; после этого реальность и увиденная им кинокартина начинают смешиваться в таких пропорциях, что уже толком не отделишь, где он, а где – маньяк. Или отделишь? Кэвена с удовольствием рассуждает об иллюзорности нашего мира, в котором шокированный индивидуум не может понять, борется ли он со злом или же сам стал пешкой в его руках, с надвинутой на глаза зловещей Матрицей – примерно об этом же, но со ставкой на реализм, был и его инфернальный вестерн «Не состарится». «Сын» – продолжение этой линии: здесь всё шатко, всё не то, чем кажется.
Ну, или всё же то. Внимательный зритель (и особенно насмотренный в жанре) довольно быстро разберётся, что к чему. Постепенно у Дэвида начинает развиваться, скажем так, голод, и где-то на этом моменте можно догадаться, как будут развиваться события. Уж больно много подсказок даёт зрителю Кэвена, иногда чересчур прямолинейных. То подбрасывает следствию во главе с офицером полиции Полом улики, которые должны навести его и напарника на мысль, что Лора слегка не в себе, то вводит в сюжет флэшбеки из её прошлого, в котором девушку преследует навязчивая надпись «he is coming», то делает ещё какие-то совсем уж предсказуемые кивки в сторону. Проще говоря, детективная линия в фильме максимально скромная – особенно если учитывать концовку, которая, с одной стороны, всё разжёвывает, а с другой – вызывает ещё больше вопросов, включая те, что касаются внутренней логики. В этом плане «Канал» был куда более интригующим фильмом, а «Сын» временами будто бы сюсюкается. Хочется чуть больше какой-то загадки, подвоха.
Зато очень удалась линия отношений Лоры и Дэвида: мощнейшая химия между мамой и сыном заставляет совершенно искренне им сопереживать; пару раз даже хватаешься за голову от волнения в особо острые моменты. Это получилось, в том числе, за счёт проработки характера главной героини. Её невероятно сложные отношения со своим прошлым, а также собственным здравомыслием, становятся одним из главных эмпатических аттракционов: классическая «загнанная» женщина, у которой не осталось ни одного укромного уголка, и которую питает лишь вера в собственные силы и любовь к сыну. Дэвид, кстати, тоже получился достаточно интересным персонажем. С одной стороны, ему так же искренне сочувствуешь, но в определённые моменты происходит трансформация – и милый мальчик превращается в кошмарное чудовище, от которого у любого «Омена» начнётся икота, а драма про мать и сына превращается в «Изгоняющего дьявола». Так что привязаться к нему до конца не удаётся, хотя ловишь себя на мысли, что мальчик в этом не виноват. А вот образ офицера Пола, у которого была краткосрочная интрижка с Лорой, наоборот, не вызывает совершенно ничего: он здесь лишь слуга сюжета, не более. У него, конечно, заготовлены свои сюрпризы, но чувствуется, что отношения матери и сына интересовали Кэвену гораздо больше – это, кстати, было проблемой и «Канала» тоже, где в погоне за семейными дрязгами остальные персонажи превращались в сюжетные шестерёнки.
В сухом остатке – «Реинкарнация» встречает «Марта, Марси Мэй, Марлен». Классический хоррор о «женщине в беде», иногда пользующийся совсем уж заезженными приёмами вроде скримеров ради скримеров, с аккуратным звуковым рядом, способным расшатать нервишки особо впечатлительным.