«Проклятие ведьмы»: старая недобрая Англия
В прокате идет «Проклятие ведьмы» — исторический хоррор от Нила Маршалла («Псы-воины», «Судный день»), рассказывающий о временах охоты на ведьм в Англии. Дмитрий Соколов рассказывает, что на этот раз получилось у мастера жанра.
«Проклятие ведьмы» / The Reckoning (2020)
Режиссер: Нил Маршалл
Сценарий: Эд Эверс-Свинделл, Шарлотта Кирк, Нил Маршалл
Оператор: Люк Брайант
Продюсеры: Дэниэл-Конрад Купер, Эстер Туран, Стеффен Вайлд и др.
Англия, 1665 год. Повсюду свирепствует чума, люди бегут из больших городов в сельскую местность, спасаясь от наступающей болезни. Переживает трагедию и недавно овдовевшая Грейс (Шарлотта Кирк) — местный сквайр готов вышвырнуть ее из дома за неуплату аренды, а вдобавок еще грозится отобрать ребенка. Но самое страшное — в окрестностях объявился известный ведьмолов Муркрофт (Шон Пертви), который убеждён, что Грейс продалась дьявольским силам, и намерен добиться от женщины признания любой ценой.
«Проклятие ведьмы» для Нила Маршалла — еще одна попытка вернуться в кинематограф после нескольких лет работы над сериалами («Игра престолов», «Ганнибал», «Мир дикого запада») и перезапуска «Хеллбоя». На этот раз Маршалл объединяет историческую драму с психологическим хоррором. От первой — сеттинг английской глубинки времен Великой чумы и реставрации Стюартов. От второго — традиционная для Маршалла физиологичность: в фильме не стесняются крошить черепа, сжигать заживо и вообще убивать направо и налево.
К сожалению, при соединении эти компоненты скорее ослабляют, чем усиливают друг друга: драма и хоррор в сценарии очень плохо сбалансированы. При общем метраже почти в два часа фильм ощущается невероятно затянутым, и из него без ущерба для сюжета можно удалить, например, множество второстепенных сцен с флэшбеками и кошмарами главной героини. С нею, кстати, тоже все не очень хорошо — Шарлотта Кирк (блистающая безупречной прической и укладкой на фоне чумазых сельских жителей) отчаянно переигрывает почти в каждой сцене, придавая мрачной в общем-то истории оттенок мелодрамы самого низкого пошиба. Даже инквизиторский допрос беспомощной Грейс в середине фильма выглядит как плохо организованная БДСМ-сессия.
Зато в последней трети, когда сюжет приобретает черты rape and revenge, Маршалл возвращается в форму, и показывает несколько достаточно стильных эпизодов, напоминающих если не о «Плоти и крови», то хотя бы о «Центурионе». Сам же Маршалл, кажется, метил в другую классику – «Главного ведьмолова», из которого позаимствована основная сюжетная линия: месть охотнику на ведьм за семейную трагедию. Получилось, правда, нечто более блеклое. Провальным фильм не назвать — все-таки в нем нередко встречаются эффектные моменты — но вряд ли это кино вспомнится через пару дней после просмотра.